Темы: Сотворение мира, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, в Хумаше в начале главы Берешит несколько раз написано «ваярэ Эл-ким эт аор ки тов» — переводят как «И УВИДЕЛ ВС-СИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ». Но тогда следовало бы написать «ваярэ Эл-ким эт аор шэгу тов». Если же переводить дословно, получается «И увидел Вс-сильный свет, потому что он хорош». Но как такое может быть? Что это — заложенный глубокий смысл или форма древниего правописания иврита? И если так, то почему в шестом дне творения сказано «ваярэ Эл-ким эт коль ашер аса ВЭИНЭ (а не КИ) тов мэод»? Заранее благодарен за ответ.
Михаэль
Шалом, уважаемый Михаэль!
В стихах, идущих вслед за тем, который Вы цитируете, Вы можете ещё несколько раз встретить выражение ки-тов, оно действительно означает «что хорош». Слово ки употребляется Торой в нескольких значениях, и одно из них соответствует значению ше- — «что».
В других местах, правда, написано просто ки-тов, без конкретизации. Согласно традиции, полученной нашими мудрецами, в этом месте Тора говорит не об обычном свете, а об особом, который был сотворен сам по себе (до сотворения светил) и предназначен для высшего духовного наслаждения человека. Однако Всевышний, предвидя поведение будущего человечества, счел этот свет слишком прекрасным, чтобы открывать его для всех. Поэтому Он скрыл его так, чтобы только праведники в Грядущем мире смогли насладиться им.
Что касается итога Творения — ве-ине тов мэод: мудрецы объяснили необычность формулировки тем, что здесь содержится намёк на сотворение смерти. В соответствии с комментарием Тора Тмима, смерть — явление общее, его действие распространяется не только на человека, но и на всё сотворённое, будь то животное, растение или камень. Всему приходит свой срок, и, как ни странно на первый взгляд, Тора говорит, что это не просто «хорошо», а «очень хорошо». Потому что если бы всё существовало в материальном мире вечно, не было бы возможности реализовать весь потенциал человечества и привести мироздание к совершенству.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Герман Вук: славословить смерть?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Натан Авиэзер
Рав Натан Агрес
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Натан Агрес
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.