Темы: Свиток Торы, Рав Реувен Куклин, Чтение Торы, Синагога, Молитва, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины! Почему, когда поднимают раскрытый свиток Торы в синагоге, присутствующие указывают на него не указательным пальцем, а мизинцем? Бивраха, Йося, Израиль
Уважаемый Йося!
В Шулхан Арухе (Орах Хаим 134, 2) сказано, что, когда поднимают раскрытый свиток Торы, присутствующие должны поклониться и сказать: «Вэ-зот а-Тора…». Что на свиток надо указать пальцем — там не упоминается. Более того, этот обычай не упомянут также ни в одном древнем источнике. Первый раз его упоминает Маарах Палаже, живший примерно 150 лет назад. Хотя этот обычай не упоминается в древних источниках, он очень распространен у ашкеназских евреев. Я не знаю другого обычая, который был бы настолько распространен, с одной стороны, а с другой стороны — не упоминался в древних источниках.
Постараюсь все-таки объяснить, почему на свиток Торы указывают именно мизинцем.
В книге Бен Йеойада (Таанит, 4) сказано, что 10 пальцев на руке человека соответствуют 10 заповедям, а мизинец правой руки «соответствует» словам Анохи а-Шем Элокеха («Я — Господь, Б-г твой»). Поскольку эти слова — корень и основа всей Торы, как говорит Виленский Гаон в комментарии на Шир а-Ширим (Песнь Песней, 1:2), можно предположить, что именно поэтому на Тору указывают мизинцем.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Еврейские молитвы
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»
Рав Берл Набутовский
Расскажите мне о структуре синагоги
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Быть вызванным к Торе считается почетом
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.