Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый К.!

На первый взгляд, отношение Торы к этому вопросу противоречиво. В одном стихе сказано, что снам доверять нельзя: «…и сновидения ложное рассказывают» (Зхарья 10, 2). Из другого стиха следует, что сны открывают человеку истину и им надо верить — ведь сам Всевышний говорит, что открывается пророкам во сне: «…если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бэмидбар 12, 6). Кроме того, в нескольких местах в Танахе рассказывается о вещих снах, например, о снах Йосефа, снах фараона и Невухаднецара.

В Талмуде (Брахот 55 б), а также в Зоаре (Рэайа Мээймана б) объяснено, что это противоречие — кажущееся. Сказано в Талмуде, что, действительно, существует два «противоположных» вида снов: одни «вкладывает человеку в голову» ангел. Эти сны открывают человеку будущее, чтобы он подготовил себя к тому, что его ожидает. Другие сны приходят через «беса», т.е. от различных сил нечистоты. Но есть и третий вид — сны, которые вызваны дневными раздумьями человека, как сказано в трактате Брахот (там же): «Показывают человеку (сны) только из того, о чём он думает». Ниже там (56а) приводится рассказ:

Сказал римский император рабби Йеошуа бен Хананье: «Вы, евреи, говорите, что вы умные. Если так, давай, скажи мне, что я увижу этой ночью во сне?» Ответил ему рабби Йеошуа: «Ты увидишь, что тебя взяли в плен персы и заставляют тебя пасти мерзких насекомых золотым посохом».

Рабби Йеошуа специально нарисовал столь необычную картину — чтобы император думал о ней целый день и, благодаря этому, увидел её во сне. Так и вышло.

Но и истинные сны сбываются не полностью, как сказано в Талмуде (Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: “Сон, хотя и исполняется небольшая часть его, целиком не исполняется”».

Трудно отличить истинный сон от неистинного, но обычно истинный сон человек видит очень ясно. И ещё сказано в Талмуде (Брахот 55 б): «Три (вида) снов сбываются: утренний сон; и сон, который человек видел о другом человеке; и сон, разъяснившийся во сне (т.е., во время сна человек слышит толкование сна). А некоторые говорят: и повторяющийся сон».

Не стоит волноваться из-за снов, которые, по видимости, предвещают дурное, потому что человек не знает истинного смысла снов. Приведу пример из Талмуда (Брахот 56 б): «Бен-Дама, сын сестры рабби Ишмаэля, спросил у рабби Ишмаэля: “Я видел, что две мои щеки отвалились”. Ответил тот: “Два римских легиона подали о тебе дурной совет и умерли”. (Рот — орган речи — “связывает” щёки между собой, поэтому два римских легиона, которые дали дурной совет, уподобились во сне щекам). Бар-Капара сказал Раби: “Я видел, что мой нос (хотми, нос называется также аф) отвалился”. Сказал тот ему: “Гнев оставил тебя” (гнев называется в Торе харон аф). Сказал ему “Я видел, что две мои руки были отрезаны”. Сказал ему: “Ты не будешь нуждаться в деянии рук своих”. Сказал ему: “Я видел, что две мои ноги были отрублены”. Сказал ему: “На коне ты будешь скакать”. “Я видел, как мне говорят: в месяце адаре ты умрёшь и месяца нисана не увидишь”. Сказал ему: “В роскоши (адар) умрёшь и испытаниям (нисайон) не подвергнешься”».

Если человек видел сон, который его обеспокоил, следует молиться, давать больше милостыни и совершать больше добрых дел, чтобы сон оказался к лучшему. Сказано в мидраше (Коэлет Рабба 5, 6): «Сказал Рабби: “Если видел ты тяжёлые сны… обратись к трём вещам и спасёшься… Это молитва, милостыня и раскаяние”».

Кроме молитвы, милостыни и раскаяния, существуют ещё методы «отмены» того, что предсказано в дурном сне, если это беспокоит человека. Это:1. пост, 2. специальная молитва, которую произносят во время благословения коэнов, 3. «обращение сна к добру».

1. Пост. Талмуд в трактате Шабат (11а) говорит: «Хорош пост для сна, как огонь для льняных очёсков» (т.е., как огонь с лёгкостью уничтожает очёски льна, так пост с лёгкостью уничтожает то, что предвещает дурной сон). Постятся сразу после сна и до выхода звёзд вечером того же дня. В Шулхан Арухе (288, 5) сказано, что такой пост не устраивают в субботу, кроме тех случаев, когда человек видел во сне: «сожжённый свиток Торы, или Йом Кипур (Судный день) в час завершающей молитвы, или крышу своего дома, которая обвалилась, или что у него выпали зубы». Но если у него болели зубы, он поститься не должен (комментарий Мишна Брура к этому закону).

2. Когда коэны поднимают руки, чтобы благословить народ, следует произнести: «Силён Господь в выси, пребывает в доблести. Ты мир и Имя Твоё “Мир”. Да будет воля Твоя дать нам мир».

3. «Обращение сна к добру». Для этого нужны три человека, которые хорошо относятся к тому, кто видел сон. Тот, кто видел сон, говорит им три раза: «Хороший сон я видел», а они отвечают — так, как написано в молитвеннике.

Важно помнить: следует проявлять осторожность и никогда не говорить о виденном сне, что он плохой, т.к. написано в Талмуде (Брахот 55 б), что смысл любого сна зависит от того, как его истолкуешь. Чтобы не получилось так, что сам человек толкует свой сон как плохой.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.