Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли веротерпимость у религиозных евреев?

Темы: Религия, Веротерпимость, Истина, Реувен Пятигорский

Отложить Отложено

Посмотришь на религиозных евреев, и начинает казаться, что они не очень терпимы к другим конфессиям. Можно подумать, будто один иудаизм является «правильной» религией, а все остальные верования заблуждаются. Но ведь это в корне неправильная точка зрения: в каждой вере есть нечто, общее для всех людей. Зачем отбрасывать истину, добытую другими народами?

Отвечает рав Реувен Пятигорский

Отвечаем: истину отбрасывать не надо. Но сколько истины «добыли» другие народы отдельно от Торы, которая в том или ином виде получена ими от евреев? Что такое истина? — Правильный взгляд на устройство мира? Роль моральных императивов в жизни общества? Набор практических средств, призванных способствовать духовному росту человека? Если мы согласимся с тем, что из Единства Творца следует необходимость соблюдать Его заповеди, важнейшая среди которых — «возлюби своего ближнего», то всё это дано в Торе, а остальные учения и верования лишь заимствовали из неё аналогичные правила. Ничего нового в этической области они не принесли. Всё, что в них проявилось нового, способно лишь затуманить первоначально чистую картину установок Торы. Поэтому евреи никогда не спешили признать хотя бы частично правоту того, что возникает в среде других народов в сфере духовных исканий. Человек не может сочинить систему, адекватную той, что получена от Создателя. Отсюда наш скепсис ко всем позднейшим построениям, философиям и учениям.

Но нетерпимо относиться к носителям этих философий нельзя! Иудаизм не поощряет пренебрежительного отношения к людям, каких бы воззрений они не придерживались. Можно не доверять учениям, но нельзя ненавидеть их приверженцев. И только если учение проявляет свою людоедскую сущность по отношению к другим людям (как случилось, например, с большевизмом и фашизмом), надо выступить против его апологетов.

Мы верим не в объединение всего «хорошего, что добыли другие народы», а в то, что придёт время — и «станет Всевышний царём на всей земле (т.е., Его признают все), и в этот день будет Всевышний (признан) Одним и Его имя — одно» (Зхарья 14). Не будет никаких других богов и религий, всем откроется одна истина.

Что касается веротерпимости, то наша вера терпима, но не до самоотрицания.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.