Темы: Религия, Веротерпимость, Истина, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПосмотришь на религиозных евреев, и начинает казаться, что они не очень терпимы к другим конфессиям. Можно подумать, будто один иудаизм является «правильной» религией, а все остальные верования заблуждаются. Но ведь это в корне неправильная точка зрения: в каждой вере есть нечто, общее для всех людей. Зачем отбрасывать истину, добытую другими народами?
Отвечаем: истину отбрасывать не надо. Но сколько истины «добыли» другие народы отдельно от Торы, которая в том или ином виде получена ими от евреев? Что такое истина? — Правильный взгляд на устройство мира? Роль моральных императивов в жизни общества? Набор практических средств, призванных способствовать духовному росту человека? Если мы согласимся с тем, что из Единства Творца следует необходимость соблюдать Его заповеди, важнейшая среди которых — «возлюби своего ближнего», то всё это дано в Торе, а остальные учения и верования лишь заимствовали из неё аналогичные правила. Ничего нового в этической области они не принесли. Всё, что в них проявилось нового, способно лишь затуманить первоначально чистую картину установок Торы. Поэтому евреи никогда не спешили признать хотя бы частично правоту того, что возникает в среде других народов в сфере духовных исканий. Человек не может сочинить систему, адекватную той, что получена от Создателя. Отсюда наш скепсис ко всем позднейшим построениям, философиям и учениям.
Но нетерпимо относиться к носителям этих философий нельзя! Иудаизм не поощряет пренебрежительного отношения к людям, каких бы воззрений они не придерживались. Можно не доверять учениям, но нельзя ненавидеть их приверженцев. И только если учение проявляет свою людоедскую сущность по отношению к другим людям (как случилось, например, с большевизмом и фашизмом), надо выступить против его апологетов.
Мы верим не в объединение всего «хорошего, что добыли другие народы», а в то, что придёт время — и «станет Всевышний царём на всей земле (т.е., Его признают все), и в этот день будет Всевышний (признан) Одним и Его имя — одно» (Зхарья 14). Не будет никаких других богов и религий, всем откроется одна истина.
Что касается веротерпимости, то наша вера терпима, но не до самоотрицания.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.