Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Реувен Пятигорский

Почему нет? Другое дело — советуют ли они такое участие? Лотерея — это вид экономического предприятия, дающего прибыль организаторам. Прибыль можно получить, только если уметь продавать товар или услугу. В данном случае товар — это надежда участников выиграть деньги. Именно выиграть, а не заработать. Заработать труднее, поскольку связано с напряжением сил и с множеством других непростых моментов (например, необходимостью предварительно учиться). Выиграть проще и заманчивей. Ничего не было — и вдруг ты обладатель миллионов. Сказка завораживает и скрашивает тяготы повседневной жизни. На этой простой психологии устроители лотерей и делают свой бизнес. Любопытно, что ни один организатор лотереи ни разу не приобрёл (или не взял бесплатно) билеты своей лотереи. Он знает, что выиграть практически невозможно, и поэтому торгует не выигрышами, а надеждой. Стоит ли она тех денег, за которые платят люди, — решайте сами.

Иудаизм предполагает деятельное участие в проблемах жизни. Раввин даст вам практический совет, как решить ту или иную проблему. Но он никогда не скажет: прими отвлекающее лекарство, и твоя боль (проблема) пройдёт. Срок действия лекарства кончается, лотерея оборачивается потерей денег — и что остаётся?

Укажем ещё на одну особенность. Среди множества лотерей есть те, что зовутся тотализаторами. А среди последних, по крайней мере, в Израиле, самым популярным является футбольный. Угадываешь результаты ряда матчей — получаешь приз за счёт взносов других участников. Но матчи в Израиле играются по субботам. Т.е. еврейские игроки нарушают запреты субботнего дня. А раз так, то прибыль из нарушения извлекать запрещено. Поэтому такую лотерею раввины безоговорочно осуждают. Что касается остальных видов — то пожалуйста. Хотя и предполагается, что строить своё везение на невезении других не совсем этично.

Наш праотец Авраам не принял в подарок от царя Сдома ни ремешка, хотя и разбил его противников, взявших у того царя большие трофеи. Свой отказ Авраам объяснил как нежелание дать повод другим людям сказать: смотрите, Авраама обогатил царь Сдома. Победителя лотереи «обогащают» проигравшие участники, Тора считает такой заработок не совсем честным.

Нам возражают: но иногда лотереи устраиваются и религиозными организациями! Отвечаем: разница — в целях. Покупая билет такой лотереи, мы не столько надеемся выиграть, сколько хотим дать цдаку этой организации, зная, что вырученные деньги она употребит для достойных дел.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.