Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда допустима хитрость?

Темы: Яаков, Ложь, Тамар, Рут, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом!

У меня несколько вопросов. В чем смысл книги Руфь? О чем она? Почему события разворачиваются именно таким образом? И почему хитрость Руфь в толкованиях сравнивается с хитростью Тамар? Зачем нужна была здесь хитрость? Какова роль Нооми? В чем заключается хитрость Торы, в каких случаях она допустима?

Мария Смирнова, Красноярск, Россия

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Книга Рут повествует о великой человеческой душе, которая способна преодолеть любые преграды в поисках истины. Моавская принцесса, выйдя замуж за еврейского князя и вскоре овдовев, не желает вернуться во дворец к отцу. Вместо этого она всей душой прилепляется к своей обнищавшей свекрови и сопровождает ее в далекую и неизвестную Страну Израиля. Рут становится еврейкой и в конце выходит замуж за одного из духовных лидеров поколения, который заметил в ней необычайные душевные качества.

И Тамар, и Рут проявили удивительную скромность в поведении, с одной стороны, и инициативу, с другой. О скромности Тамар сообщает Талмуд (Мегила 10б) – она не показывала даже домашним своего лица, когда была замужем за сыновьями Йеуды, и именно поэтому он не узнал ее, когда встретил на улице. Рут же выделялась своей скромностью даже среди дочерей Израиля, поэтому Боаз и удивился, увидев ее. И обе они проявили очень большое желание присоединиться к еврейскому народу. Вряд ли их поступки можно назвать хитростью, они действовали исключительно во имя Небес. Тамар знала, что обычным путем ей не выйти замуж за третьего сына Йеуды, но она знала также, что душа первого ее мужа найдет покой, только когда она выйдет замуж за его родственника. Такой же хесед сделала Рут для души своего покойного мужа. Есть упоминание о том, что Рут несла в себе искру из души Тамар, да и сама книга Рут сравнивает ее с Тамар.

Хитрость, как нас научил праотец Яаков, допустима только как противодействие хитрецу, желающему обмануть тебя. С честными же людьми нельзя хитрить. Об этом говорил Псалмопевец – “С честным человеком будь прямым, а с хитрецом – изворачивайся” (Теилим 18:27).

Любопытный пример невинной “политики” мы видим в истории с пророком Натаном, который собирался обратить внимание царя Давида на его недостойного сына Адонияу, захватившего престол. А ведь Давид обещал, что сделает своим преемником Шломо. И пророк, отправляясь на беседу с царем, посылает впереди себя мать Шломо, Бат Шеву, чтобы прийти к Давиду во время разговора с женой как будто случайно.

Но гораздо больше примеров тому, что наши праотцы вели себя исключительно честно. Яаков, хоть и готовился противостоять обманывавшему его Лавану, работал на него днем и ночью, проявляя исключительную ответственность. Йосеф, в соответствии с комментарием рава Зильбера, не желал воспользоваться “государственным транспортом”, предоставленным в его распоряжение фараоном, как и подобало в его положении. Он воспользовался собственными колесницами, когда перевозил отца в Египет.

С уважением, Овадья Климовски

Читайте: Беседы о Торе

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.