Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему буквы перевёрнуты?

Темы: Пятикнижие, Рав Реувен Куклин, Беаалотха, Бемидбар, Связь с Творцом

Отложить Отложено

В Торе (кн.\"Бэмидбар\", гл.\"Бэаалотха\") есть строки, которые выделены тем, что в их начале и конце стоят две буквы \"нун\", необычно большие и написанные наоборот. В чём смысл такого написания этих букв? Почему так выделены именно данные строки (\"И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливался, он говорил: оборотись, Господи, к десяткам тысяч семей Израиля.\")?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый ..!

В Талмуде в трактате Шабат (114 б, 116а) обсуждается этот вопрос. Там приводится дискуссия между мудрецами: Раббан Шимон бен Гамлиэль полагает, что место этих стихов – не здесь (Раши объясняет: эти стихи должны были стоять раньше, там, где говорится о стоянках и передвижениях евреев в пустыне), но были помещены сюда, чтобы разделить два рассказа о бедствиях. После этих стихов рассказывается (Бэмидбар 11), как часть народа роптала на трудности пути, – это одно бедствие. А перед этими говорится о другом бедствии (Бэмидбар 10, 33): «И отправились они от горы Господней…» – речь идёт о том, что сыны Израиля с радостью «отправились» от горы Синай после того, как получили Тору – как ребёнок, сбегающий из школы.

По мнению же Рабби, эти два стиха представляют собой отдельную книгу. По его мнению, Пятикнижие содержит не пять книг, как принято в привычном делении, а семь: 1) книга Бэрейшит; 2) книга Шмот; 3) книга Ваикра; 4) книга Бэмидбар до стиха «И было, когда поднимался ковчег в путь…»; 5) два стиха: «И было, когда поднимался ковчег в путь, говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего. А когда останавливался, он говорил: оборотись, Господи, к десяткам тысяч семей Израиля»; 6) вторая часть книги Бэмидбар – от стихов, приведённых в предыдущем пункте (не включая их), до конца книги; 7) книга Дварим.

Нам следует понять, почему, в соответствии с мнением Раббана Шимона бен Гамлиэля, Тора «разделила» именно эти два бедствия, а также – почему именно эти стихи должны были отделять одно бедствие от другого. А для того, чтобы понять мнение Рабби, мы должны выяснить, в чём заключается особое значение этих двух стихов – благодаря которому они могут считаться отдельной книгой. Более того, у каждой из книг Торы – своя специфика; так в чём же специфика этой «книги», состоящей из двух стихов?

Действительно, если рассмотреть оба «бедствия», можно увидеть их «общий знаменатель». Оба нарушения не являются нарушениями в собственном смысле слова, т.к. нигде не запрещено жаловаться на трудности пути по пустыне или уходить с радостью от горы Синай. Тяжесть этих нарушений в том, что они показывают, каково было отношение части народа Израиля к Всевышнему. Это было отношение непостоянства, отношение, «обратное» связи между мужем и женой – связи, которая не прерывается никогда, ни в какой ситуации. Человек, который идёт за тем, кого любит, даже если путь труден, не будет жаловаться, – он будет наслаждаться возможностью быть с тем, кого любит его душа, как говорит Кнесет Исраэль в Песни Песней (3, 4): «ухватилась за него я, и не отпустила…» И поскольку подобных нарушений было два, складывается впечатление, что это отношение – не исключение, а правило. Такие нарушения – тяжелее прочих, и их следовало «разделить» – чтобы нельзя было сделать вывод о том, что это отношение к Всевышнему – в природе народа Израиля (ведь если поступки повторяются, значит, они вызваны не случайными причинами).

Чем «отделяет» Тора одно бедствие от другого?

Стихами, свидетельствующими о противоположном – о желании всего Израиля всегда быть со Всевышним, в горестях и в спокойные времена, при передвижениях и во время стоянок. И так сказано в Торе: «И было, когда поднимался ковчег в путь» – т.е. во время передвижения евреев по пустыне (они шли за ковчегом, см. Шмот 40, 36-37); когда они были в тяжёлом положении и нуждались в милости Всевышнего, чтобы спастись от врагов, сказано: «говорил Моше: восстань, Господи, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лица Твоего»; «А когда останавливался, он говорил» – т.е. в период отдыха и спокойствия: «оборотись, Господи, к десяткам тысяч семей Израиля».

Поскольку эти стихи говорят о стремлении народа Израиля к постоянной связи с Всевышним, подобной связи мужа и жены, значение их очень велико – настолько велико, что, по мнению Рабби, они могут составлять отдельную книгу.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:   Тора с комментарием Раши

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.