Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда был сотворен мир?

Темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Месяц Нисан, Овадья Климовский

Отложить Отложено

В Рош а-Шана даф 12а написано, что хохмей исраэль считают, что мир был создан в ниссане, а не в тишрее (то же пишет Раши и Тосфот). Кроме того, биркат а-хама, которое говорят раз в 28 лет (кстати, в этом году) тоже говорят в ниссане (т.е, согласно галахе солнце было создано в ниссане).Так когда был создан мир? И если он был создан в ниссане (а точнее, в адаре), почему Адам был создан только через полгода? Заранее спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! На самом деле существует спор на эту тему: рабби Элиэзер считает, что мир сотворен в Тишрее, а рабби Йеошуа – что в Нисане. Отделить сотворение человека от шести Дней Творения никто и не пытался – это невозможно, так как Тора очень ясно пишет об этом: человек сотворен на шестой день. Каждый мудрец объяснит это в соответствии со своей системой – в Нисане это было, или в Тишрее.

Проблема, поставленная Тосафот (27а), в другом – как Вы правильно отметили, принято мудрецами, что мир сотворен в Нисане, а некоторые тексты молитв на Рош А-шана и Йом Кипур составлены, как будто бы, в соответствии с мнением рабби Элиэзера. Там упоминается о связи Судного дня и Творения Мира. Тосафот объясняют, что за полгода до физического Творения произошло творение другого порядка, – то, что называется «Ала бемахшава». Такое выражение по отношению к Творцу надо использовать очень аккуратно, поскольку перевод его, как правило, искажает смысл. Можно понять это как «принято решение». То есть, и по мнению рабби Йеошуа, месяц Тишрей имеет прямое отношение к Творению – только в духовном плане.

Читайте:

Иудаизм о сотворении мира

Материалы по теме

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.

Великая Суббота и десятое Нисана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное

От Песаха до Шавуота 2

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»

День 16-го Нисана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.