Темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Месяц Нисан, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Рош а-Шана даф 12а написано, что хохмей исраэль считают, что мир был создан в ниссане, а не в тишрее (то же пишет Раши и Тосфот). Кроме того, биркат а-хама, которое говорят раз в 28 лет (кстати, в этом году) тоже говорят в ниссане (т.е, согласно галахе солнце было создано в ниссане).Так когда был создан мир? И если он был создан в ниссане (а точнее, в адаре), почему Адам был создан только через полгода? Заранее спасибо.
Шалом! На самом деле существует спор на эту тему: рабби Элиэзер считает, что мир сотворен в Тишрее, а рабби Йеошуа – что в Нисане. Отделить сотворение человека от шести Дней Творения никто и не пытался – это невозможно, так как Тора очень ясно пишет об этом: человек сотворен на шестой день. Каждый мудрец объяснит это в соответствии со своей системой – в Нисане это было, или в Тишрее.
Проблема, поставленная Тосафот (27а), в другом – как Вы правильно отметили, принято мудрецами, что мир сотворен в Нисане, а некоторые тексты молитв на Рош А-шана и Йом Кипур составлены, как будто бы, в соответствии с мнением рабби Элиэзера. Там упоминается о связи Судного дня и Творения Мира. Тосафот объясняют, что за полгода до физического Творения произошло творение другого порядка, – то, что называется «Ала бемахшава». Такое выражение по отношению к Творцу надо использовать очень аккуратно, поскольку перевод его, как правило, искажает смысл. Можно понять это как «принято решение». То есть, и по мнению рабби Йеошуа, месяц Тишрей имеет прямое отношение к Творению – только в духовном плане.
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Окончание Адара, 20 Адара, Парашат Пара Адума, Парашат аХодеш
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Яков Шуб
Когда это благословение произносят в Южном полушарии?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди из «Книги заповедей» Рамбама, относящиеся к Песаху
Рав Бенцион Зильбер
Когда было сотворено солнце?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.