Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мой садик нельзя поливать?

Темы: Шмита, Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

C лышала, что этот год – седьмой (шмита), т.е. нельзя сажать деревья и ухаживать за землёй. У меня маленький участок земли прямо при доме, как и у многих в Израиле. Так что же, вообще ничего нельзя делать на участке, даже поливать? Ведь всё засохнет!

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Тора запрещает в 7-ой год пахать, сеять, сажать деревья, купировать (обрубать ветки для лучшего роста дерева) и собирать урожай. Мудрецы, благословенна их память, запретили осуществлять и другие работы: орошать, окучивать, удобрять и т.п. Однако, запрет мудрецов распространяется лишь на те случаи, когда цель работы – улучшение состояния земли или увеличение количества или качества урожая. На ситуации, когда существует необходимость в определённом действии для поддержания уже существующего состояния, чтобы не был нанесён ущерб полю, саду, урожаю, постановление мудрецов не распространяется.

Согласно мнению большинства знатоков Талмуда, повеления Торы о соблюдении 7-го года относятся только ко времени, когда все евреи находятся в Земле Израиля. Сегодня, когда, к сожалению, это не так, соблюдение 7-го года является соблюдением постановления мудрецов. Однако и в наше время существует разница между работами, упомянутыми в Торе, и действиями, которые "дополнили" мудрецы. Пахота, посев, купирование и сбор урожая запрещены даже в том случае, когда невыполнение этих работ может привести к значительному ущербу. Все остальные работы в этом случае разрешены, если выполняются следующие условия:

- специалист свидетельствует о том, что если не произвести данное действие, существует реальная вероятность ущерба;

- невозможно восстановить причинённый ущерб по прошествии года шмиты;

- работа разрешена только в масштабах, необходимых для предотвращения ущерба, и не более того.

Поскольку орошение в год шмиты – это действие, которые запретили мудрецы, а на те случаи, когда существует опасность значительного ущерба, мудрецы своё постановление не распространили , разрешено в 7-ой год орошать те земляные участки, которые из-за недостатка влаги могут значительно пострадать. То есть, могут погибнуть деревья, либо урожай значительно уменьшится, либо ухудшится качество земли или плодов .

Разрешение совершать действия, запрещённые постановлением мудрецов, там, где возможен значительный ущерб, распространяется не только на поля и сады, но и на декоративные посадки, такие, как парки, аллеи и на земсльные участки, вроде Вашего.

Поэтому Вы можете поливать Ваш участок, но с учётом вышеуказанных условий.

С уважением,
Лейб-Нахман Злотник

Читайте:   Шмита- законы седьмого года

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.