Темы: Обида, Запреты, Рамбам, Заповеди, Обман, Тора и бизнес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Можно ли еврею продавать товар еврею выше себестоимости и делать наценку на товар? Как нужно поступить в случае оплаты услуги? Можно ли делать какую-либо наценку на товар/услугу, и как это правильно регулировать? Спасибо. N.
Здравствуйте, N.!
Действительно, в Торе существует подобный запрет (Ваикра 25:14): «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга». Речь идет о запрете продавать товар по заведомо завышенной (в этом случае страдает покупатель) или по заведомо заниженной (тогда страдает продавец) цене.
Разумеется, торговая практика допускает некоторое отклонение от принятой цены в ту или другую сторону, поэтому мудрецы определили: если различие в цене составляет менее одной шестой (не будем здесь рассматривать, как именно высчитывается эта одна шестая), сделка остается в силе.
Если выше одной шестой, сделка считается недействительной. Если же различие в цене составляет ровно одну шестую, сделка остается в силе, но деньги (разница в цене) возвращаются пострадавшей стороне(Бава Меция 49 б).
Хотя теоретически запрет продавать товар по заведомо завышенной или заниженной цене напрямую не связан с обманом, на практике нарушение запрета почти всегда становится возможным из-за неосведомленности одной из сторон.
Ведь если сторона, которой эта сделка может нанести ущерб, обладает информацией о реальной цене товара, то она, скорей всего, откажется от сделки. Если же сделка в таких условиях всё же состоялось, это значит, что пострадавшая сторона по какой-то причине была готова поступиться деньгами. В таком случае эти деньги (разницу в цене) следует рассматривать как подарок и запрет здесь не нарушается.
Поэтому постановили мудрецы (Шульхан Арух[i], Хошен Мишпат 227:27): кто хочет вести честную торговлю, должен заранее предупредить: «Я купил этот товар за такую-то цену и хочу получить от продажи такую-то выгоду». Даже если эта «выгода» намного больше шестой части принятой цены, после такого предупреждения можно не опасаться нарушения запрета.
Всё же мы не будем называть нарушение этого запрета «обманом в торговле», а воспользуемся еврейским словом онаа (ударение на последнем слоге)[ii], так это называется в Талмуде.
Так вот, чтобы дать практический ответ на Ваш вопрос, следует, прежде всего, помнить: в наше время редко у какого товара существует строго определенная цена. Цена изменяется в зависимости от множества разнообразных факторов, в том числе от престижности магазина, его местоположения, экономического положения покупателей, размера налогов, политики скидок и много другого.
Поэтому вполне возможно, что в современном мире все товары приравниваются по статусу к «земельным участкам» или «рабам», при продаже которых, согласно решению мудрецов, нет запрета онаа: ведь по природе вещей у подобных товаров не может быть однозначно определенной цены.
Кроме того, в современном обществе принято, что покупатель сам проводит маркетинговое исследование, выясняя, где необходимый ему товар имеет минимальную цену. Если же он этого не сделал, можно будет предположить, что ему просто удобнее купить эту вещь в данном магазине и ради этого удобства он готов платить «завышенную» цену.
Но возможно и следующее объяснение. Трудно предположить, что в те времена на все товары, кроме недвижимости и рабов, существовала однозначная фиксированная цена, а то, что различие в цене менее одной шестой не вело к отмене сделки, объяснялось лишь тем, что люди просто не хотели обращаться в суд из-за такой малой потери.
Скорее всего, даже в те давние времена колебание цен до одной шестой считалось нормальным. В современном же мире это колебание заметно превышает одну шестую, но всё же и у него есть свои границы. Согласно этому объяснению, тот, кто продает товар по ненормальной, заведомо преувеличенной цене, и в наше время нарушает запрет онаа.
В заключение стоит привести слова Рамбама[iii] из «Ильхот Мэхира» («Законов продажи», глава 14):
«Мы уже объяснили, что тот, кто ведет дела честно и изначально оговаривает, какую именно прибыль он собирается получить (от продажи), не нарушает запрет онаа. Но еврейский суд должен регулировать цены и ставить надзирателей, чтобы не мог каждый получать любую прибыль, какую пожелает, а (только) не более одной шестой от стоимости товара».
Впрочем, Рамбам тут же замечает: это правило относится лишь к жизненно необходимым товарам.
Интересно, что в наше время государство Израиль придерживается этого правила, регулируя цены на товары первой необходимости: хлеб, молоко и т.п.
С уважением, Арье Гальчук
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[ii][ii] «Обида», «причинение страдания» не только в торговле.
[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид; 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель. Здесь цитируется его труд «Мишнэ Тора» — свод законов, предписанных еврею Торой и мудрецами во всех областях жизни.
Браха Губерман
Краткий биографический очерк
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.