Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как вернуть спокойствие во время войны?

Темы: Война, Еврейская история, Кровь, Добро и Зло, Связь с Творцом, Обещание

Отложить Отложено

Скажите, как вернуть спокойствие?! Я чувствую, что война чересчур будоражит. Все перевернулось, после сводок новостей — то отчаяние, то эйфория победы, то страх, то надежда. Всё очень запутано. Неопределенность замучила. N.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Спасибо, что обратились к нам!

Давайте разбираться, что произошло. Каждому человеку нужно ощущение спокойствия и безопасности. Это основополагающее условие для нормального функционирования. В отсутствии такового — стресс. Это физиология человека, и с этим ничего не поделаешь. Война это стресс.

Мы привыкли полагаться на ЦАХАЛ (Армию обороны Израиля) и другие всеразличные службы, призванные обеспечить безопасность и спокойствие Страны. А тут в одно прекрасное утро оказалось, что полагаться особо не на кого. Нам, конечно, объяснили, что были допущены досадные ошибки, позволившие врагу реализовать его коварные планы и т.п. И что мы можем спать спокойно, что теперь-то армия разгромит террор и память о нем сотрет. И танки у нас, и авиация, и Америка — мы сильнее и дело наше правое.

Да, всё действительно так. Но многим по-прежнему не спится. Уж слишком сильно потрясение. Люди крепче закрывают окно мамада (защищенной комнаты в каждой квартире), закупаются консервами, водой и стараются не слишком выходить из дома. На всякий случай.

Конечно, есть и другие. Те, у кого нет ни малейшего сомнения, что ЦАХАЛ может все: «Мы уничтожим Хамас!», «Мы покажем всему миру, что еврейская кровь не остается безнаказанной!» Вешая флаг Израиля на свою машину, они готовы сражаться и умереть с оружием в руках, только бы стереть с лица земли этих «животных в человеческом облике».

Осмелимся предположить, что, несмотря на кажущееся радикальное различие в мироощущении, обе эти группы плывут в одной лодке. Назовём этот корабль «Одинокий Парус». На его вымпеле так и написано: «Я одинок в бескрайнем море жизни».

Первые ощущают свое одиночество как беспомощность-безысходность и стремятся восполнить недостаток уверенности избытком консервов. Понятно: чем больше консервов, тем больше шанс куда-то доплыть живым. Вторые, наоборот, видят в одиночестве призыв к действию: если я не возьму весла в свои руки, никто мне не поможет. Буду грести изо всех сил и воодушевлять других грести в том же направлении. Ведь всё зависит только от силы наших рук, исключительно!

Кажется, вечное Учение — Тора Всевышнего — предлагает другой путь. Задумаемся: как наш народ смог пройти через войны, гонения, массовое уничтожение, непрестанный террор и прочее? Как мы до сих пор существуем? Только потому, что умеем грести лучше других? Или… мы не одни?..

Тора однозначно говорит о том, что судьба еврейского народа отличается от судеб других народов. Удивительная трехтысячелетняя история народа Израиля свидетельствует: наш народ не одинок и, поэтому каждый из нас — не одинок. Есть твердая (и любящая) рука Отца, которая направляет нас. Никто не сможет отрицать, что у евреев особая роль в истории. Да, наше прошлое полно бедствий и страданий, подобных которым не было ни у одного народа, но ведь именно это говорит об особом предназначении.

Всевышний стоит за всеми нашими победами — так же, как и за всеми поражениями. Он, Благословенный, направляет каждую пулю и каждую ракету по ее адресу. Мы не можем знать Его пути и не понимаем, почему должно произойти именно то, что происходит, но у нас нет сомнения, что у всего происходящего есть цель.

Мы знаем это из Торы: есть обещание Всевышнего, что наш народ не будет уничтожен (Ваикра 26:44). В конце дней придет избавление из самого долгого галута (изгнания). Наступит время, когда мы увидим, как всё то, что мы пережили и выстрадали, было необходимо для раскрытия Лика Всевышнего в этом мире. Мы узнаем, как каждое отдельное зло служило очередной ступенью к победе добра.

Мы также знаем из Торы: те, кто уже не с нами, не исчезли. Они встанут из могил и будут жить, наслаждаясь миром, который они исправили своими страданиями и своими усилиями.

На основании сказанного: у нас есть шанс посмотреть на события последних дней в ином ракурсе. Если, конечно, беспрерывное движение агрессивно-истеричной, давящей-на-нервы-и-бьющей-по-чувствам, приучающей-не-думать-а-только-переживать, поверхностной, назойливо-бесполезной ленты новостей даст нам несколько минут, чтобы выдохнуть и прийти в себя.

Если постараемся, сможем увидеть, что мы находимся на очередной остановке нашего общего еврейского пути. Одной остановке из множества других, уже пройденных и еще предстоящих. Остановке, которая требует, прежде всего, осмысления: кто я? С кем я? Почему я здесь? И, возможно, действия: что могу сделать, куда приложить усилия, чтобы сократить непростой путь к настоящей, окончательной победе над злом.

С уважением, Нохум Желязник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.