Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Религиозные предписания отвлекают от действительно важных вещей?

Темы: Запреты, Скромность, Праздники, Пост, Заповеди, Прощение, Искупление, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Узнал, что в пост Йом-Кипура нельзя даже рот полоскать после чистки зубов. Я вот не пойму: а зачем такие предписания? Какая от них духовная польза? Неужели они сделают человека лучше, добрее?

Мне все эти предписания напоминают языческие суеверия, когда даже нельзя садиться на углу стола, а то жены не будет. Как говорит моя мать, с такими суевериями лучше заранее в гроб лечь и ждать смерти, чтобы случайно не нарушить все эти запреты. Языческие суеверия в огромных количествах отвлекают человека от главного — заботиться о моральной стороне своей жизни.

Вопрос: разве все эти предписания, которые соблюдаются иудеями, не отвлекают внимание иудея от действительно важных вещей? Я еще понимаю запрет на работу в день субботний, но чтобы аж рот полоскать нельзя — это уже слишком. Мыться даже нельзя. А если я случайно в грязь упаду? На улицу не выходи? Разве Всевышний хочет, чтобы мы в Его праздники думали о таких мелочах, вместо того чтобы посвятить время духовному росту? Неужели полоскание зубов мешает этому? А всё время думать о том, чтобы не нарушить предписания, не мешает? Владислав

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Шалом, Владислав.

Есть мудрая немецкая пословица, смысл которой: чтобы правильно сформулировать вопрос, надо сначала ответить на половину этого вопроса.

На протяжении тысячелетий люди верили в высшие силы, разного рода божества, и целью философии было — сделать понятие о Б-ге доступным для человека, рассказать о Б-ге в форме, понятной тем, кто обладает физическим телом, так как реальность Б-га не может быть постигнута полностью. И вообще вопрос о высших силах занимал и занимает человечество. Вспомним, например, о Сартре, который сказал о себе, что он настолько погружен в Бога, что во всем видит Его отсутствие.

Само религиозное богослужение включает в себя тексты, содержащие «теорию», и ритуальные действия, которые изменяются от культуры к культуре. Чем отличается религия евреев? Евреи в Земле Израиля во времена Тита придерживались религии, которая позже будет названа еврейской религией или — более коротко — иудаизмом. Это религия, основная идея которой обычно понимается как строгий монотеизм, единобожие. Кроме того, известно, что она также является религией Закона, которая требует от своих последователей выполнения одних действий и воздержания от других.

Конечно, у каждого действия есть определенная цель, к этому мы вернемся позже.

Рене Декарт сравнивает Творца с часовым мастером, который однажды изготовил часы — и с тех пор они функционируют по заложенным в них законам, без вмешательства мастера. Так и Творец, полагает Декарт, однажды создав мир, больше не вмешивается в жизнь этого мира. Науке дана сила познавать мир, поскольку законы природы неизменны. Подобный подход называется на нашем языке деизмом. (Наряду с ним существует пантеизм, отождествляющий Бога с природой).

Исследования философов продолжаются кантовской критикой разума и чистой науки, согласно которой человек имеет право обсуждать и критически рассматривать любой вопрос — и отсюда вытекает изменение отношения к религиозным учреждениям и их ритуальным действиям. Секуляризация общества в 19 и 20 веках во многом способствовала заявленному разделению веры и ритуала, веры и религии.

Поэтому я хотел бы сформулировать Ваш вопрос иначе: «Человек, который верит, в сердце которого пульсирует дух веры, не нуждается во внешних действиях? И, наоборот, тот, кто заботится о каждой детали чисто внешнего богослужения, живет только обрядом, но не имеет пламенной веры, которая и должна приближать его к Богу, — на самом деле к Богу не приближается?»

Известный психоаналитик Жан-Бертран Понталис задавался этим вопросом в своей книге «Fenêtres» (Окна): что предпочесть — «главенство буквы» или плоть?

Предполагаю, что Вы упомянули суеверия и язычество, потому что знаете, как иудаизм относится к этим предметам.

Теперь, когда мы определили вопрос, продолжим: являются ли ритуальные действия в иудаизме лишь выполнением обряда — или они имеют дополнительный, если не сказать иной, смысл?

В языческих мифологиях боги рождаются, подчиняясь так или иначе природе, судьбе и законам. А раз так, то должен быть способ воздействовать на богов, поэтому акты поклонения там — это форма магии, попытки «учить» бога или воздействовать на него другими способами.

С другой стороны, Тора начинается с «Берешит Бара Элоким» («В начале сотворил Б-г…». То есть, с сотворения мира Б-гом — без предшествующей теогонии (повествования о происхождении Самого Б-га). И если Б-г не рожден (сотворен), то Он — Единственный, Кто свободен от законов: законов природы или судьбы. Нужны ли такому Б-гу жертвоприношения или какие-либо иные действия людей?

В мидраше (Берешит Рабба 44:1) мы читаем: «Рав[i] сказал: даны были мицвот[ii] лишь для того, чтобы очищать ими созданных (людей), и разве есть Святому, благословен Он, дело до того, кто забивает (скотину) с шеи, а кто забивает (ее) с затылка? Но мицвот даны лишь для того, чтобы очищать ими созданных». Здесь употреблено слово лэцарэф, означающее «очищать в горниле» — как очищают драгоценные металлы от примесей.

(Подробнее говорить об этой теме в рамках ответа нет возможности, она слишком обширная, потребовалось бы слишком много цитат, поэтому упоминаю о личностях или методах здесь только для примера; приведенное мнение не является единственным).

Иными словами, человеку предписано соблюдать мицвот не ради Б-га, а ради себя самого. И эти заповеди-мицвот не несут обрядового смысла, не являются частью возвышенной обрядности. Их цель — воспитательная, то, что в литературе иудаизма именуется таамэй а-мицвот — «причины (по которым были даны) заповеди». Это относится как к заповеди-мицве в целом (Рамбам[iii]), так и к ее деталям (рав Шимшон-Рефаэль Гирш[iv]).

Если это так, то:

— Во-первых, в иудаизме нет чисто ритуальных действий, поэтому даже современный подход, отделяющий религию от веры, неприменим здесь, во всяком случае, в полной мере. (Я, конечно, согласен, что с психологической точки зрения такое явление возможно: человек строг в соблюдении заповедей, но вера его слаба. Однако такой внутренний конфликт не является распространенным).

— Во-вторых, нам следует сейчас задать другой вопрос: какова цель заповеди воздерживаться от различных действий в Йом-Кипур?

(Отдельно стоит отметить, что по этим причинам в иудаизме нет институтов отшельничества или монашества, хотя именно отдаляясь от активной жизни и живя жизнью только созерцательной, можно избежать нарушений. Но задача иудаизма — научить человека жить в этом мире — и во благо).

Йом-Кипур — День искупления и прощения — требует от нас своего рода страданий, «самоистязаний» (инуйענוי), среди которых воздержание от еды и питья. Везде, где в Танахе упоминается инуй, цель его — «покорить» сердце человека, «сломить» его сердце, привести к смирению, скромности (анаваענוה). Отсюда близость слов инуй и анава. На стеле Меши написано, что израильский царь притеснял, мучил Моав — вайеэнав (ויענו). Смирял его, приводил к смирению.

Мы понимаем, таким образом, что цель различных ограничений Йом-Кипура состоит в том, чтобы привести человека в состояние полного смирения. И для этого необходимо, чтобы ограничения были достаточно суровыми. Само же смирение вместе с раскаянием — условие прощения и искупления в этот день.

Так же обстоит дело и с остальными заповедями-мицвот Торы, которые полны воспитательной символики. Их цель — привести человека к знанию и постижению, определенному состоянию ума, в каждой заповеди по-своему.

Надеюсь, что сумел в какой-то мере прояснить смысл ограничений, их роли в достижении определенно состояния ума, сознания, а, по словам раби Авраама ибн-Эзры[v], Тора была дана лишь разумным.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i] Рав Аба бар-Айво (Рав, Аба Ариха, Рабейну; 3935-4007 / 175-247, Эрец-Исраэль, Вавилония) — выдающийся мудрец, принадлежал к последнему поколению мудрецов Мишны и первому поколению мудрецов Талмуда в Вавилонии, основатель ешивы в Суре, оппонент знаменитого мудреца Шмуэля.

[ii] Заповеди, которые обязаны соблюдать евреи.

[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iv] Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5648 / 1808-1888, Германия) — знаменитый раввин и писатель, противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма, основатель движения «Тора вэ-Дэрех-Эрец».

[v] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.

Что такое пост и зачем он нужен?

Рав Овадья Климовский

Жаль времени на еду…

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Так скажи дому Яакова 15. Цниют — скромность

Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»

Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.