Темы: Предназначение, Смысл жизни, Деньги, Свобода, Заработок, Парнаса, Работа, Египетское рабство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! «Если вы работаете, но ваша зарплата покрывает только покупку еды, одежды и оплату ЖКХ, — то стоимость вашего труда равна стоимости труда раба». Верно ли это рассуждение? N.
Здравствуйте, N.!
Приведенное Вами рассуждение чисто математически может оказаться верным. Мол, раб трудится, при этом формально ничего не зарабатывая, но по факту имея необходимый для жизни минимум: еду, одежду и жилье — то, что ему предоставляет господин. Поэтому, если Вы работаете, формально зарабатывая, но по факту тоже имея только прожиточный минимум, то получается, что Вы по факту зарабатываете не больше, чем раб.
Но утверждение подразумевает: значит, по факту Вы и есть раб! Ибо чем Ваше существование отличается от рабского? В результате своего труда Вы имеете то же, что и раб, — не больше.
Далее, соответственно, подразумевается: для обретения «свободы» надо зарабатывать больше, чтобы можно было себе позволить и другие блага жизни. Только тогда сможете сказать, что Ваше существование по факту не рабское.
И здесь придется поспорить. Т.к., согласно Традиции, определение «рабства» и «свободы» совсем другое.
Если обратиться к Торе, то, разумеется, самый главный пример рабства — наша жизнь в Египте. И, соответственно, обретение свободы — Исход оттуда.
Евреи в Египте, будучи рабами, имели только минимальные еду, одежду и жилье, а когда освободились, стали иметь больше?
Нет, в Торе можно найти целый ряд свидетельств, что на самом деле это далеко не всегда было так.
Например, Б-г сообщает Моше, что тот может вернуться из Мидьяна в Египет, «ибо умерли все люди, искавшие души твоей» (Шмот 4:19). Раши[i] объясняет: имеются в виду его вечные оппоненты Датан и Авирам. Они были живы, но потеряли имущество, а бедняк подобен мертвому (надо полагать, бессилием).
То есть изначально у них было свое имущество, а с ним и влияние. Но при этом они были рабами — ведь только колено Леви, к которому принадлежал Моше, не было порабощено, а они принадлежали к колену Реувена, которое вместе с остальными коленами порабощено было. Но, как видим, владели имуществом, которое давало им влияние, — то есть и них было явно больше, чем минимум еды и одежды.
Это — с одной стороны. С другой — в пустыне евреи начинают жаловаться на ман (манну) и вспоминать, какая вкусная еда была в Египте, а теперь ее так не хватает! То есть у рабов было по факту больше еды — или хотя бы пищевого разнообразия, — чем у свободных людей. Последним было из-за чего завидовать первым.
Более того. Почему вообще Исход определяется как «освобождение»? Ведь хотя, с одной стороны, мы перестали служить фараону, с другой, мы стали служить Б-гу. Мы по-прежнему не можем делать всё, что хотим, а обязаны делать то, что повелевает Он.
Получается, мы всего лишь сменили одно рабство на другое, только более гуманное. Пришел более могучий и гуманный Господин и забрал нас Себе у другого господина, менее могучего и гуманного. Что ж, на этот раз повезло с Господином. Но свобода — где же она?
Ответ представляется таким. Рабство — это когда человека заставляют заниматься не своим делом, тем, что не поможет ему развить свой потенциал и самореализоваться, ограничит его. Это — когда еврея заставляют класть кирпичи на стройках, когда мужчин заставляют заниматься женским делом, а женщин — мужским.
А свобода — это когда человек может заниматься своим делом, в котором у него неограниченные возможности развить заложенный в нем потенциал, расправить крылья. Даже если его заставляют это делать и так он кому-то служит. Это — когда прирожденный солдат, сильный и мужественный, исполняя приказ, служит Родине и добивается тех побед, на которые способен. Это — когда еврей служит Б-гу, изучая Тору, интеллектуальым анализом, развивает духовность и совершает предписанные Б-гом действия. В этом он способен достичь небывалых высот, поэтому возможность отправиться в этот полет называется свободой. Хотя его и обязал это сделать Б-г, Которому он служит.
А в таком случае понятно, что от материальной обеспеченности это мало зависит. То есть может зависеть, если финансовая ситуация такова, что человек должен ради заработка заниматься делом, не являющимся его призванием и никак его не развивающим. Вот уж когда действительно формально человек не раб, но на практике — раб.
Но даже если с финансами всё в порядке и человек может себе позволить гораздо больше, чем минимум еды, одежды и жилья, всё равно его существование вполне может быть рабским, если по факту он скован в своих действиях и не может заниматься тем, что даст ему реализацию и смысл жизни. Если он заработал миллионы в бизнесе, но по призванию он поэт или музыкант, а у него в силу занятости и всех обязанностей нет времени на творчество, то он раб! Человек, который едва обеспечивает себе прожиточный минимум, но находит время заниматься тем, в чем видит свое призвание, — свободнее этого бизнесмена.
Конечно, мы не говорим, что не стоит зарабатывать: наличие средств может способствовать обретению свободы именно как избавление от необходимости зарабатывать, занимаясь не своим делом. Но главное, о чем следует помнить: именно занятие по-настоящему своим делом и реализация дают реальную свободу. И если все на свете материальные блага есть, а возможности заниматься «своим» нет, то человек — раб.
Пожелаем же всем нам истинной свободы!
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ефим Свирский
В Израиле весна. Небо без облаков, теплая погода, кружево цветущих деревьев… В это чудесное время приходит к нам Песах , праздник свободы.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Рав Зеев Гершензон
Чем ремесло лучше коммерции?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Меир Мучник
В Израиле и религиозные, и светские евреи — не антисемиты, и те, и другие — у себя дома. Как быть?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.