Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я часто веду себя неуверенно с людьми — боюсь нарушить какой-нибудь запрет Торы...

Темы: Запреты, Злословие, Заповеди, Тора и психология, Правила хорошего тона, Страхи, Самооценка

Отложить Отложено

Шалом, Рав! Мой вопрос касается уверенности. Недавно поймал себя на мысли о том, что я часто веду себя неуверенно с другими людьми, боюсь, что впаду в лашон а-ра (злословие), боюсь поступить некорректно с точки зрения Торы. Вдобавок ко всему вспоминаю слова Давида в Теилим 22:7, где он говорит: «Я червь, а не человек».

И тут я понимаю, что, возможно, я чего-то не понимаю! По опыту общения с по-настоящему религиозными людьми вижу, что они достаточно уверенные в себе и в них чувствуется сила и отсутствие колебаний и страхов. Подскажите, пожалуйста, как следует трактовать Тору в моем случае. Дмитрий

Отвечает рав Моше Аксельрод

 Шалом, Дмитрий!

Из Вашего вопроса видно, что Вы серьёзно относитесь ко всем словам Торы и искренне стараетесь соблюдать всё, что она предписывает. Это очень хорошо и важно. Действительно, нам следует трепетно относиться ко всем своим обязанностям по Торе.

Однако очень важно знать, что человек соблюдающий Тору, остаётся «нормальным». В том смысле, что его поведение не должно быть странным (разумеется, это не относится к самому соблюдению, которое тоже может показаться человеку, незнакомому с Торой, странным, но речь не об этом).

Сказано в книге Мишлей (3-17): «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». Это значит, что правильное поведение по Торе или любое продвижение на более высокий духовный уровень не влечёт за собой поступки, противоречившее здравому смыслу.

Рамхаль[i] в предисловии к книге «Месилат Йешарим» объясняет: если люди не будут углублённо изучать вопрос, что на самом деле является благочестием, они обязательно ошибутся. Он пишет так: «Большинство людей воображает, что благочестие зависит от того, сколько раз человек читает псалмы, от долгих покаяний, от тяжелых постов и от окунания в ледяную воду и снег — то есть от того, что неудобно уму и от чего разумение неспокойно».

Передают от имени больших мудрецов, что Рамхаль имеет здесь в виду следующее свойство Торы: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир» (Мишлей 3:17). Благочестие не может быть основано на том, что противоречит истинному разуму человека.

Не всегда мы понимаем заповеди, не всегда нам ясен смысл заповедей (как, например, смысл запрета шаатнез[ii]), но сама заповедь не должна противоречить человеческому разуму. Возможно, какой-нибудь аспект или деталь, проявляющаяся на высоком духовном уровне, не входит в рамки разума. Но ни в коем случае сам этот уровень не может противоречить ему.

Это же правило поможет ответить и на Ваш вопрос. Конечно, нужно быть скромным, нельзя злословить и т. д.

Однако это не должно выбивать нас из «колеи». Важно оставаться таким же человеком — уверенным в себе, — как и до соблюдения заповедей. Соблюдающий человек не становится ненормальным.

Конечно, следует изучать законы лашон а-ра и стараться соблюдать их по максимуму. Но в то же время следует помнить, что Всевышний понимает нас и не требует «прыгнуть выше головы». Всевышнему нужно, чтоб мы двигались в правильном направлении, старались выполнять Его волю.

Но, разумеется, невозможно сразу начать соблюдать всю Тору, особенно — такую сложную заповедь, как чистота речи. Ведь даже много поколений назад большинство соблюдающих людей нарушали запрет злословия, как следует из предисловия Хафец Хаима[iii] к его книге.

Это же относится и к скромности: она не должна «мучить» нас и мешать нам в повседневной жизни. Человеку следует работать над своими качествами, и эта работа должна органично вливаться в его жизнь, а не служить «препятствием».

Также очень важно заметить: человек, который постоянно ощущает, что Тора «давит» на него, скорей всего, придет к самым плачевным результатам  — вплоть до отхода от Торы, не дай Б-г!

Проблема, о которой Вы пишете, часто встречается у тех, кто только начинает соблюдать заповеди (и это вытекает из самых лучших побуждений, как было упомянуто). Поэтому стоит ориентироваться на людей, которые уже долго и серьезно соблюдают. Это поможет научиться правильно ориентироваться и видеть, что к чему.

В иудаизме очень важен принцип передачи Традиции и формы ее соблюдения из поколения в поколение без различных новшеств. Поэтому если заметно, что поведение человека (или что-то еще в нем) не вписывается в практику религиозного общества, то стоит обратить внимание на то, что мешает быть «своим».

Желаю Вам найти свой путь — так, чтобы соблюдение заповедей не давило на Вас и не доставляло дискомфорта.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.

[ii] Одежда из смеси шерсти и льна.

[iii] Раби Исраэль-Меир бар Арье-Зеев Акоэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Автор трудов по совершенству речи — кодекса «Хафец Хаим» и книги по еврейской этике «Шмират а-Лашон».

Материалы по теме

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.

Не противоречит ли психология Торе?

Рав Реувен Куклин

Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…

Не могу сделать, чтобы мама жила рационально или хотя бы не опасно…

Мирьям Климовская

Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.