Темы: Речь, Чистота речи, Злословие, Лашон а-ра, Политика, История, Уважение, Самоконтроль, Самообладание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Ушедшая на днях английская королева правила целых 70 лет, побив все возможные рекорды. Чем она такое заслужила, и какие уроки нам можно из этого извлечь? N.
Здравствуйте, N.!
Английская королева действительно правила целую вечность, и даже было такое ощущение, что «никогда не уйдет», а все разговоры о наследниках — чисто теоретические. Как и ощущение, что невозможно представить Англию без нее. Да и весь мир тоже.
В этом плане — вообще удивительное дело. Именно за время ее правления Британия перестала быть империей и растеряла все свои колонии, продолжает удерживать лишь крупицы вроде Гибралтара или Фолклендских островов и балансирует на грани потери Шотландии. Но в то же время королева умудрилась стать воистину глобальной персоной. Быть не только выше политики в своей стране, но и выше своей страны вообще.
К Англии относятся по-разному. Особенно теперь, в связи с обострившимся геополитическим противостоянием, в котором она четко занимает одну из сторон. СМИ по разные стороны баррикад рисуют буквально альтернативные реальности. Но в отношении королевы спора нет, и все до конца выражали глубокое уважение.
Что бы там ни происходило в ее стране или семье, достоинство и репутация самой королевы были вне сомнения. Хотя солнце, в конечном счете, все-таки зашло над Британской империей, оно продолжало беспрерывно сиять над сферой влияния «мягкой силы» королевы, над тем пространством, где ее любили и уважали. В постоянно меняющемся обществе — и в Англии, и в мире — она представала как константа и твердыня.
В свете всего этого, действительно, вопрос: как ей удалось? Особенно в нашем мире, где всё выше и выше уровень злословия и беспричинной ненависти, где все только и выискивают, кого бы разоблачить или очернить и «отменить». Любое слово может мгновенно погубить человека в общем мнении, обрушить его статус, карьеру и т. д. Но королеву никто «отменять» не хотел, все только любили. Почему? Чем заслужила?
Однозначно, конечно, трудно ответить, но один фактор отметить можно. Мудрецы говорят (Авот 1:17): «Не нашел я ничего лучшего для (пользы) человека, чем молчание». Необязательно буквально ничего не говорить, но важна сдержанность в речи.
Ой, как это трудно! Особенно человеку, владеющему обширной информацией о происходящем (включая информацию, полученную от премьеров лично, в еженедельных встречах с ними!) Это неизбежно формирует какое-то мнение. А особенно это тяжело человеку со статусом, постоянно окруженному журналистами и камерами. Хочешь о чем-то высказаться — пожалуйста, каждое твое слово услышит весь мир! В Англии в последнее время всякое происходило, а в мире и подавно, так что тут и выматериться можно было не раз и не два.
Какая колоссальная выдержка! Королева не молчала. Она говорила. И в то же время. Всё это время. Умудрялась «ничего такого не сказать». Хотя могла бы, как сын и внуки, которым периодически не удается сдержаться.
Как отметил теперь один журналист, мы не знали и уже не узнаем, что она на самом деле думала об Обаме, Трампе или Тэтчер (последняя на родине является спорной фигурой). Хотя, в отличие от большинства людей, непосредственно с ними встречалась и не могла не составить собственного впечатления. Всё это она держала при себе и не сказала ни о ком ни одного слова, которое могло быть воспринято как спорное, обидное и т. п.
Это наглядная иллюстрация того, что у нас называется шмират а-лашон — соблюдение чистоты языка и избегание злословия. Злословие приводит к беспричинной ненависти, расколу в обществе и изгнанию, что и произошло с нашим народом 2000 лет назад. В противоположность этому, воздержание от злословия — которое вовсе не означает воздержание от слов вообще — создает атмосферу единства. Вот королева и была объединяющим фактором и для своей страны, и для всего мира.
Наконец, ее уход и контрастное различие с теми, кто остается, — наглядная иллюстрация того, что мы называем йеридат а-дорот — «снижением (духовного уровня) поколений», «деградацией поколений». Эта концепция не всегда понятна, особенно в свете бесспорного научно-технического прогресса последних веков, да и смягчения нравов тоже. И это называется «деградация»? Объяснения, конечно, есть, но в последнее время крепнет чувство, что и так всё ясно, а будет еще яснее…
Кто-то сказал, что последним взрослым американским президентом был Буш-старший. Действительно, когда, например, пала Берлинская стена, он туда не поехал, а на упреки ответил: зачем танцевать на костях и лишний раз оскорблять СССР, Горбачеву и так трудно.
Но с тех пор… Специально ездят в разнообразные точки, чтобы кому-то что-то «показать», это называется — героически противостоять той или иной «силе зла». Осыпают оппонентов ярлыками и оскорблениями, это называется — режем правду матку, называем вещи своими именами и не боимся!
С Англией в этом плане, к сожалению, не лучше. И только королева оставалась чуть ли не единственным взрослым человеком на общем фоне — что в политике, что в семье. Да, она тоже из того поколения. Как и ушедший за неделю до нее Горбачев — человек, который как раз в воздержании от речей не был замечен, но при этом мало о ком злословил, а надеялся на всеобщее мировое братство.
И теперь, в свете всех этих уходов, наряду со всеми геополитическими встрясками и расколами, которые раньше было невозможно вообразить, возрастает чувство, что «взрослая» эпоха уходит и мир впадает в «детство» — с его примитивным восприятием реальности, дразнилками и драками, истинно детским невежеством.
В свое время, в разгар первой холодной войны, между Берлинским и Карибским кризисами, королева принимала у себя Гагарина — один глобальный человек принимал другого. Тогда были такие люди, и было понимание в мире, что они выше схватки. Но теперь… Остается молиться и желать миру скорейшего взросления.
С уважением, Меир Мучник
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Моше Ойербах
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Эмуна Браверман
Эта статья адресована женщинам, которые страдают от того, что на социальной лестнице их мужья оказались на более низком уровне, чем они сами. А еще — тем, кто попал в подобную ситуацию, собираясь вступить в брак, и не может принять «верное» решение…
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Ашер Кушнир
У индусов, буддистов, джайнов и шаманов и без Б-га удивительные достижения?
Рав Ашер Кушнир
Почему я должна быть похожа на ортодоксов?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.