Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Всевышний не спросил меня, хочу ли я родиться в этом мире?

Темы: Цель творения, Первородный грех, Свобода выбора, Рай, Ангел, Животные, Адам

Отложить Отложено

Скажите, пожалуйста, почему Владыка спросил Малахим (ангелов): хотите ими быть и служить мне? И они согласились и радовались. А меня не спросил Ашем, хочу ли я родиться в этом состоянии, в этом мире, после греха первого человека? Если ответа нет, то я, наверное, пойму после того, как оставлю этот мир. Но хотелось бы знать сейчас ) Спасибо! Миру мир! Максим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Максим!

Если честно, не совсем уверен: где именно написано, что Б-г спросил ангелов, хотят ли они существовать как ангелы? Быть может, приведете источник? И тогда посмотрим.

Но в любом случае понятен Ваш вопрос в отношении человека: почему каждого из нас не спросили, хочет ли он родиться и существовать в состоянии после греха? Иными словами, почему Адам, созданный идеальным, допустил грех и духовное падение, а мы, его потомки, должны «расхлебывать»?

А ответ представляется таким: вопреки распространенному мнению, Адам и сам не был создан в идеальном состоянии. К такому выводу приводит анализ стихов Торы и комментариев мудрецов. А именно:

Тора гласит: «И создал Господь человека… и насадил Господь сад в Эдене, и поместил туда человека … И взял Господь Б-г человека, и поместил его в саду Эденском возделывать его и охранять его» (Берешит 2:7-8, 15).

Раши[i] объясняет последний стих так: «взял» — словами. То есть физически «берут» куда-то неодушевленный предмет, а живого человека — скорее, убеждают пойти, приводят.

Но почему Адама надо было убеждать войти в Эденский сад, райское место? Потом, когда согрешил, его пришлось оттуда изгонять, но войти-то он сам должен быть рад!

Это — во-первых.

А во-вторых, если его туда привели, значит, изначально он там не находился? А то мы ведь как-то автоматически предполагаем, что только в результате греха он оказался за пределами Эденского сада — впервые. Однако из аккуратного прочтение текста вроде бы следует, что он изначально там не был.

Еще четче это выражено в арамейском переводе — Таргум Йонатан[ii]: «И взял Господь Б-г человека с Горы служения (то есть горы Мория, места будущего Храма), где он был создан, и поместил его в саду Эденском». Действительно, Раши (там же, 2:7) приводит мнение, что Адам был создан из земли, взятой на том месте, где позже будет жертвенник в Храме. А теперь мы говорим: туда он и был помещен в момент создания, а уже оттуда — взят в Эденский сад.

Еще четче об этом сказано в комментарии Хизкуни[iii], причем с дополнительным объяснением: если бы изначально Б-г поместил Адама в Эденском саду, тот подумал бы, что весь мир такой, что это норма. Поэтому Б-г изначально поместил его снаружи, чтобы он увидел: весь мир полон терний и колючек и не так уж приятен. И лишь потом привел Адама в Эденский сад, чтобы тот видел: это особое место — и ценил его.

Но тогда еще труднее найти ответ на первый из приведенных выше вопросов: если Эденский сад столь очевидным образом был лучше окружающего мира, почему Адама пришлось убеждать туда войти?

Да и второй вопрос остается в силе: если, в конечном счете, Адам оказался за пределами сада в результате духовного падения, то — как же он мог находиться «снаружи» до греха, когда был на изначальном высшем уровне?

Еврейский путь Адама

На это проливает свет интересное утверждение в мидраше Ялькут Шимони (на Эйха 1001): всё, что случилось с Адамом, случилось с народом Израиля.

Б-г привел Адама в Эденский сад и дал заповедь, но тот ее нарушил и был в наказание изгнан. И оплакал его падение Б-г, сказав аека (איכה) — «Где ты?» (Так позвал Б-г Адама после греха).

И евреев Б-г привел в Землю Израиля, и дал им заповеди, но они их нарушили и были в наказание изгнаны. И оплакал Б-г их падение, сказав эйха (איכה) — «Как [одиноко сидит]» (Так начинается плач пророка Ирмияу о разрушении Храма и изгнании, который мы читаем 9 Ава).

Итак, Адам прошел такой же путь, какой прошли потом евреи — точнее, они прошли тот же путь, что изначально он. И то, что Б-г именно привел Адама в Эденский сад, а не поместил туда сразу, — это параллель первому этапу еврейского пути: евреи не сразу были помещены в Землю Израиля, а были туда приведены.

А ведь переход евреев в Землю Израиля — это не просто физическая миграция. И даже не просто осуществление плана: сначала показать им не такой уж чудесный мир снаружи, а потом — явно особенную Землю Израиля, чтобы ценили. Это — тоже, но больше того:

Путь евреев в Землю Израиля — это духовное продвижение. Начиная с низшего уровня, на котором они находились при Исходе из Египта. Оттуда евреи пришли в Землю Израиля, где достигли высшего уровня и построили Храм. Оттуда скатились, начиная с раскола царства на Иудею и Израиль — и кончая разрушением Храма и изгнанием. А потом — раскаяние и восстановление, которого ждем сейчас.

Из этого следует, что и приход Адама в Эденский сад был не просто физическим. Это было духовное продвижение.

То есть Адам вовсе не был создан идеальным. На высшем уровне. И потому изначально не находился в Эденском саду. Он был создан с потенциалом покорить вершину. Что и осуществил: проделал путь, начиная с уровня «Исхода» — и до самого высшего уровня. На котором вступил в Эденский сад — с целью лэовда у-лешомра — «обрабатывать и охранять его», что мидраш (Берешит Рабба 16:5) толкует как принесение жертв. (Слово авода — «работа», «обработка», означает также «служение», а этим словом в Торе обычно обозначаются жертвоприношения). Как в Храме. А потом уже Адам опустился с того уровня в результате греха.

А ведь душа каждого человека — это частица души Адама. Говорят мудрецы (мидраш Танхума на Пкудей, 3): Адам был не просто первым человеком, но включал в себе души всех своих будущих потомков, всех времен и народов. То есть «человечество» — это был он.

Его душа обладала всеми возможными для души аспектами. Ведь у каждого народа свой характер и тип души, у каждого своя жизнь, со своими испытаниями, своя роль. И каждое поколение, даже одного и того же народа, живет в свою эпоху и выполняет свою роль, ведь этапы истории очень разные. Но изначально все эти разные души были слиты в одну — душу Адама. И если бы он выстоял в своем испытании, то привел бы этим всю свою всеобъемлющую душу к совершенству уже тогда. Ибо его путь был корнем всех циклов, а не только того, что прошли в своей истории евреи.

Но Адам не справился со своим заданием. Поэтому его душа была разбита на составляющие, которые были распределены по разным эпохам и народам: всю душу сразу одним гигантским усилием исправить не удалось, поэтому придется по частям. Каждый человек получил частицу души Адама, которую он должен исправить и усовершенствовать, и свое задание, выполняя которое он этого достигнет.

Человеком не рождаются, а становятся

Теперь понятны ответы на оба поставленных в начале вопроса.

Как Адам мог изначально находиться вне Эденского сада, будучи на высшем духовном уровне? Ответ: он на этом уровне и не был, он на него поднялся. Адамом-Человеком, в полном смысле этого слова, не рождаются и не создаются, а становятся. Рождаются с потенциалом, но его надо раскрыть и реализовать.

Почему Адама пришлось убеждать войти в Эденский сад — явно особое, райское место? Потому что это означало тяжкий труд — работу над собой и восхождение на гору — достижение высокого духовного уровня. Причем работу не просто «над собой», а над всеобъемлющей душой всего человечества. Ее подъем с низшего уровня на высший. Титанический труд. Духовная тяжелая атлетика. Причем в конце можно и сорваться.

Поэтому Адама надо было убеждать, несмотря на такой риск и трудности, приняться за дело, начать подъем. Такова жизнь: если не попробовать и не приложить усилий, вообще ничего не достигнешь. Так что делать нечего, дерзай: даже если где-то будет срыв, всё равно итог будет лучше, чем ничего.

Теперь понятно, почему нас не спросили: мы являемся частью той души Адама-Человека, которой не удалось совершить всю титаническую работу совершенствования и исправления мира одним «наскоком» и потому она была разделена на части, и каждой из них была дана часть того задания.

Поэтому, родившись, мы начинаем путь в том же состоянии, что и Адам при своем сотворении: у подножья горы, на которую надо взойти. Только наша тропа — лишь часть той, по которой пришлось взойти Адаму. Его тоже не спросили, хочет ли он быть созданным в таком состоянии, а таким создали и убедили, что стоит дерзнуть и взойти. И его грех — это сумма всех наших грехов, уже во время процесса. Мы начинаем на низком уровне не потому, что туда привел нас его грех, а потому что такими нас создает изначально Б-г.

Лучше ангелов и животных

А, всё-таки, почему люди — что мы, что Адам изначально — не как ангелы, которые сразу созданы идеальными? Разве так не было бы лучше?

Нет. Ибо ангелы на самом деле имеют одну важную общую черту с животными: у них нет свободы выбора. Они созданы запрограммированными — делать то, что велит им Б-г, по сути, «зомбированы». Животные чуют инстинктом, ангелы, вроде бы, постигают разумом, но это дела не меняет. Они выполняют свою задачу по доброй воле и с наслаждением, но на всё это они запрограммированы.

Да, ангелы получают высшее наслаждение, находясь близко к Б-гу, служа Ему, а животные максимально приземлены и далеки от «небесных» наслаждений. Тем не менее, наслаждаются и они, каждый — своей пищей, комфортными для себя природными условиями, а свинья — да, своей грязью. Им просто многого не надо — как человеку в младенчестве достаточно для комфорта и наслаждения чистоты, бутылочки и соски. И улыбки окружающих. И вот какой он веселый — веселее многих взрослых! И неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — они тоже такие.

Но потому у них и нет заслуг — их действия не стоят им никаких усилий, не за что награждать. И наслаждение свое они получают не в награду, а — как животные — чисто по милости Б-га.

А человек наделен свободой выбора. Он может поступить хорошо или плохо, и если сделает правильный выбор, то награду именно что заслужит. Заработает.

А это гораздо большее наслаждение и удовлетворение.

Так объясняет Рамхаль[iv]. Он спрашивает: если цель Б-га — дать человеку награду и вечное наслаждение в Будущем мире, почему Он сразу не создал человека в нем и не дал ему это наслаждение? Почему сначала надо пройти через жизнь в этом мире, такую трудную?

И отвечает: по своей природе человек получает удовлетворение от того блага, которое заработал, только тогда по-настоящему ценит его. А благо, которое не заслужил, ощущает подачкой, и оно для него скорее унизительно. Поэтому Б-г поместил человека в наш мир, где он должен трудиться, делать выбор, совершенствовать себя и мир, пройти весь этот путь от подножья горы до вершины и таким образом заработать награду. Тогда она даст ему удовлетворение.

Но почему Б-г создал человека таким, что ему приятна только заработанная награда? Не лучше ли устроить так, чтобы человеку была приятна награда, полученная даром, и не пришлось бы мучиться на этом свете и проходить через испытания? В этом, по сути, и Ваш вопрос: почему бы не создать человека таким же, как ангелы?

Ответ следующий: оно того стоит. Заработанная награда приносит гораздо большее удовлетворение — потому что так мы уподобляемся не ангелам, а Самому Б-гу!

Он ничего от других не получает, Он Сам творит, а потом делится Своим творением с другими (Своими созданиями). Это и есть наивысшее благо и наслаждение. И человек тоже получает максимальное удовольствие, когда строит, творит, а затем делится плодами своего труда с другими. Пишет книгу, которую будут читать другие, или музыку, которую будут слушать другие. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом, в котором другие будут жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей.

Это чувство достижения нам дано испытать уже в этом мире — в этом плане нам тоже «лучше», чем животным и ангелам. А в Будущем мире помимо этого будет великая награда — того же типа: достижение и полноценность души (опять же, подобная полноценности Самого Б-га).

Да удостоимся ее мы все!

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — выдающийся комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] Йонатан бен-Узиэль — тана (мудрец Мишны) первого поколения, жил за несколько десятилетий до разрушения Храма, лучший ученик Гилеля. Перевел книги Пророков на арамейский язык. Таргум (перевод) Йонатана бен-Узиэля не всегда дословный, переводчик стремится объяснить и прокомментировать тексты, точный смысл которых часто труден для понимания.

[iii] Раби Хизкия бар-Маноах — комментатор Пятикнижия, автор комментария «Хизкуни» (ок. 5010-5070 / ок. 1250-1310, Франция).

[iv] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.