Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Даю пожертвование и прошу молиться за здоровье. Это попытка «подкупить» Создателя?

Темы: Деньги, Цдака, Будущий мир, Молитва, Помощь, Здоровье, Праведник, Желание

Отложить Отложено

Доброго времени суток, уважаемые раввины. На сайте https://toldot.com/ в разделе «Деньги» нашел вкладки, где я могу помочь людям, сайту и т. д. При пожертвовании внизу заметил поле, где можно указать комментарии, имена — в честь, в память, для выздоровления и т. д. Я указал для собственного выздоровления и указал свою фамилию и имя.

Можно ли таким образом делать ЦДАКА (пожертвование)? Оно выглядит, как будто я покупаю себе выздоровление или как будто я даю Создателю деньги, вроде как: возьми, только взамен дай мне выздоровление.

Как вы считаете, можно таким образом давать ЦДАКА? Если да, то о чем мне можно просить? Если нет, то почему? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

На Ваш вопрос напрямую отвечает Талмуд (Бава Батра 10 б): если еврей дает цдаку «ради того, чтобы жили мои сыновья, или чтобы удостоиться доли в Будущем мира, то он — полноценный праведник». Талмуд поясняет: даже если его желание не сбудется, еврей в глубине души дает цдаку от чистого сердца и не сожалеет об этом.

Так что да, можно таким образом давать цдаку. Но — по указанной Талмудом причине. То есть, в принципе, Вы правы: если человек дает деньги исключительно ради того, чтобы получить взамен какое-то благо, то это, скорее, похоже на «обмен», «торг», корыстную «сделку», а не чистосердечную доброту и праведность.

Поэтому, конечно, главным образом давать надо ради того, чтобы сделать добро получателю, а с сопровождающими просьбами обращаться к Б-гу не как с «условиями сделки», а именно как с просьбами — то есть молитвами. Ведь молиться в любом случае всегда можно и нужно. Но больше шансов получить от Б-га «положительный ответ» на молитву, когда Он доволен нами. Поэтому перед молитвой многие дают цдаку, чтобы создать «позитивную атмосферу».

Вот и когда даем цдаку в любое время, можно использовать создавшуюся благоприятную атмосферу, чтобы обратиться к Б-гу с просьбой о том, что нам важно.

При этом — не забывая: как бы мы ни молились, никто не гарантирует, что Б-г непременно даст нам всё, о чем попросим. Он нам ничего не должен, никакого договора или «сделки» об обмене тут действительно нет. К тому же мы часто не знаем, что для нас на самом деле хорошо, а Б-г знает, что в определенном случае удовлетворение нашей просьбы принесет нам больше вреда, чем пользу.

Поэтому лучше относиться к возможности исполнения наших просьб как к своего рода лотерее — типа тех, что устраивают благотворительные организации для сбора средств. Если человек покупает билет исключительно ради выигрыша, то, скорее всего, не добьется своей цели. Лучше настраиваться так: эти деньги идут на благотворительность, поэтому, покупая билет, я выполняю заповедь, делаю добро. Если же повезет — то есть, если Б-г решит оказать мне особую милость, ведь это Он управляет «лотереями», — то выиграю что-то еще. Но в любом случае я даю эти деньги на доброе дело, с радостью. И, если Б-г всё же решит мне что-то дать, Он и без «лотереи» найдет способ.

С какими просьбами обращаться? Да с какими угодно, если, по своим ощущениям, Вы просите о благе. Б-г ведь всё понимает, и стыдиться нечего. В наше время многие еврейские организации устраивают для сбора средств лотереи, где участникам дается возможность выиграть, например, машину или отпуск в экзотическом месте. Нам ведь вовсе не запрещено наслаждаться миром, который Б-г создал — для нас. Надо только правильно расставлять приоритеты. Машина может быть не роскошью, а средством передвижения и экономии времени и сил — а также инструментом милосердия, если, например, развозить на ней помощь нуждающимся. (В эпоху ковид-карантинов это особенно актуально, поскольку многие нуждаются в помощи даже не из-за бедности, а из-за того, что не могут покинуть свои дома).

И отпуск на курорте может быть благом, если придаст больше сил для дальнейшего труда и служения. А еще красивые места, будь то природа — море, горы — или архитектура, помогают осознать величие Б-га, Создавшего такие красоты (или давшего идеи и инструменты людям — архитекторам, строителям).

Ну, и тем более такие базовые блага, как здоровье, финансовое благополучие или «возвышение души» ушедших родственников.

Обо всем этом можно просить Б-га в любой момент, но особенно, когда даем цдаку — тогда атмосфера благоприятная и есть больше шансов, что наши просьбы будут удовлетворены.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.