Темы: Деньги, Цдака, Будущий мир, Молитва, Помощь, Здоровье, Праведник, Желание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток, уважаемые раввины. На сайте https://toldot.com/ в разделе «Деньги» нашел вкладки, где я могу помочь людям, сайту и т. д. При пожертвовании внизу заметил поле, где можно указать комментарии, имена — в честь, в память, для выздоровления и т. д. Я указал для собственного выздоровления и указал свою фамилию и имя.
Можно ли таким образом делать ЦДАКА (пожертвование)? Оно выглядит, как будто я покупаю себе выздоровление или как будто я даю Создателю деньги, вроде как: возьми, только взамен дай мне выздоровление.
Как вы считаете, можно таким образом давать ЦДАКА? Если да, то о чем мне можно просить? Если нет, то почему? N.
Здравствуйте, N.!
На Ваш вопрос напрямую отвечает Талмуд (Бава Батра 10 б): если еврей дает цдаку «ради того, чтобы жили мои сыновья, или чтобы удостоиться доли в Будущем мира, то он — полноценный праведник». Талмуд поясняет: даже если его желание не сбудется, еврей в глубине души дает цдаку от чистого сердца и не сожалеет об этом.
Так что да, можно таким образом давать цдаку. Но — по указанной Талмудом причине. То есть, в принципе, Вы правы: если человек дает деньги исключительно ради того, чтобы получить взамен какое-то благо, то это, скорее, похоже на «обмен», «торг», корыстную «сделку», а не чистосердечную доброту и праведность.
Поэтому, конечно, главным образом давать надо ради того, чтобы сделать добро получателю, а с сопровождающими просьбами обращаться к Б-гу не как с «условиями сделки», а именно как с просьбами — то есть молитвами. Ведь молиться в любом случае всегда можно и нужно. Но больше шансов получить от Б-га «положительный ответ» на молитву, когда Он доволен нами. Поэтому перед молитвой многие дают цдаку, чтобы создать «позитивную атмосферу».
Вот и когда даем цдаку в любое время, можно использовать создавшуюся благоприятную атмосферу, чтобы обратиться к Б-гу с просьбой о том, что нам важно.
При этом — не забывая: как бы мы ни молились, никто не гарантирует, что Б-г непременно даст нам всё, о чем попросим. Он нам ничего не должен, никакого договора или «сделки» об обмене тут действительно нет. К тому же мы часто не знаем, что для нас на самом деле хорошо, а Б-г знает, что в определенном случае удовлетворение нашей просьбы принесет нам больше вреда, чем пользу.
Поэтому лучше относиться к возможности исполнения наших просьб как к своего рода лотерее — типа тех, что устраивают благотворительные организации для сбора средств. Если человек покупает билет исключительно ради выигрыша, то, скорее всего, не добьется своей цели. Лучше настраиваться так: эти деньги идут на благотворительность, поэтому, покупая билет, я выполняю заповедь, делаю добро. Если же повезет — то есть, если Б-г решит оказать мне особую милость, ведь это Он управляет «лотереями», — то выиграю что-то еще. Но в любом случае я даю эти деньги на доброе дело, с радостью. И, если Б-г всё же решит мне что-то дать, Он и без «лотереи» найдет способ.
С какими просьбами обращаться? Да с какими угодно, если, по своим ощущениям, Вы просите о благе. Б-г ведь всё понимает, и стыдиться нечего. В наше время многие еврейские организации устраивают для сбора средств лотереи, где участникам дается возможность выиграть, например, машину или отпуск в экзотическом месте. Нам ведь вовсе не запрещено наслаждаться миром, который Б-г создал — для нас. Надо только правильно расставлять приоритеты. Машина может быть не роскошью, а средством передвижения и экономии времени и сил — а также инструментом милосердия, если, например, развозить на ней помощь нуждающимся. (В эпоху ковид-карантинов это особенно актуально, поскольку многие нуждаются в помощи даже не из-за бедности, а из-за того, что не могут покинуть свои дома).
И отпуск на курорте может быть благом, если придаст больше сил для дальнейшего труда и служения. А еще красивые места, будь то природа — море, горы — или архитектура, помогают осознать величие Б-га, Создавшего такие красоты (или давшего идеи и инструменты людям — архитекторам, строителям).
Ну, и тем более такие базовые блага, как здоровье, финансовое благополучие или «возвышение души» ушедших родственников.
Обо всем этом можно просить Б-га в любой момент, но особенно, когда даем цдаку — тогда атмосфера благоприятная и есть больше шансов, что наши просьбы будут удовлетворены.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Что лучше: быть в постоянной злобе или снять сексуальное напряжение?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Яков Шуб
А готовить в одной духовке?
Рав Ашер Кушнир
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.