Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

5 вещей, которые должен знать тот, кто находится в безысходной ситуации…

Темы: Испытание, Страдания, Война, Милосердие, Вера и упование, Молитва, Спасение жизни

Отложить Отложено

Из-за военных действий мне пришлось оставить дом, работу, бежать в другой город. Что делать дальше — не совсем ясно. Впереди неопределённость и не видно просвета. Я всегда верил в Бога, но не знаю: что Он хочет от меня в такой ситуации? Шломо

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Шломо,

Большое спасибо, что обратились к нам.

С болью в сердце прочитали Ваше письмо. К сожалению, в последнее время немало подобных посланий, пронизанных болью и страданием, приходит к нам на сайт. Одних волнует финансовая неопределенность, другие покинули свой дом и скитаются в незнакомых местах, а третьи находятся в ситуации, когда их жизни угрожает опасность. Однако все эти письма объединяет чувство неопределённости и безысходности и вопрос о том, что Всевышний ожидает от людей, попавших в такую ситуацию.

К сожалению, не впервые на протяжении своей многострадальной истории евреи попадают в подобную ситуацию. Но вместе с тем страдания и гонения научили нас, как не потерять надежду и связь со Всевышним даже в тяжелой ситуации.

Отвечая Вам, хотелось бы вкратце упомянуть пять идей, которые помогут сформировать правильное отношение к происходящему тем, кто находится в сложном положении.

1. Справедливость Творца

Всё, что происходит в этом мире, находится под постоянным контролем Всевышнего. Все события и испытания, которые встречаются каждому человеку на жизненном пути, отмерены и определены с абсолютной точностью. Человек не получит больше, чем ему причитается. Это относится не только к физическим испытаниям, но и к душевным переживаниям.

Об этом сказано в Торе (Дварим 32:4): «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны; Б-г верен и нет кривды; праведен и справедлив Он».

Поэтому в момент испытаний мы должны верить и помнить, что все пути Всевышнего отмерены и справедливы.

2. Даже страдания, в конечном счете, окажутся чем-то положительным

Величайшие мудрецы Талмуда, раби Акива[i] и Нахум Иш Гамзу[ii], учат верить, что даже самые тяжелые испытания на самом деле окажутся для нас чем-то положительным.

Так, Раби Акива, когда на его долю выпадали испытания, повторял: «Всё, что делает Всевышний, Он делает к лучшему» (Брахот 60 б). А Нахум Иш Гамзу повторял: «И это тоже — к добру» (Таанит 21а).

Талмуд (Псахим 56а) рассказывает: перед смертью праотец Яаков собрал всех сыновей и хотел раскрыть им, когда закончится галут (изгание). Однако Шхина (Б-жественное присутствие) оставила его и он не смог сделать задуманное.

Сфат Эмет[iii] (к гл. Вайехи) дает этому глубокое объяснение. Он говорит, что Яаков хотел поведать сыновьям: все испытания и страдания, которые ожидают еврейский народ в дальнейшем, — это всего лишь сокрытие лика Всевышнего. И если бы это знание было раскрыто, то евреи не чувствовали бы вообще ни горести страдания, ни тяжести испытаний, а видели бы только то добро, которое стоит за ними. Однако Всевышний пожелал, чтобы оно осталось сокрытым.

Мы видим: Всевышний пожелал, чтобы еврейский народ закалялся и очищался с помощью испытаний. Тем не менее, даже в сам момент испытаний мы должны верить и помнить, что, в конечном счете, за ними стоит что-то положительное и это раскроется нам в конце дней.

3. Испытания это возможность духовного подъема

Человек, который верит, что всё происходящее — от Творца, попадая в тяжелую ситуацию, успокаивает себя тем, что эти события пришли к нему неспроста и ему нужно, стиснув зубы, перетерпеть их.

Однако Ор а-Хаим[iv] (к Берешит 3:4) говорит, что это неверный взгляд. Он говорит, что испытания посылаются для того, чтобы дать человеку возможность духовно подняться. Испытания — это проявление особого отношения и любви к еврейскому народу. Как сказано в Тэилим (144:15): «Счастлив народ, чья (судьба) такова…» Всевышний специально посылает их евреям, чтобы дать им уникальную возможность подняться выше по духовным ступеням. Не раз мы слышали от нашего учителя рава Бен-Циона Зильбера, что Всевышний не посылает человеку испытания, которого тот не может выдержать.

Поэтому теперь многое в наших руках. Это наш выбор — как относиться к тяжелым ситуациям: страдать и терпеть или же принять их с радостью как возможность духовного роста.

4. Два уровня упования на Всевышнего

Обычный уровень упования на Всевышнего (битахон) выражается в том, что человек верит и знает, что всё в руках Всевышнего и ничто не скрыто от Его взгляда. Всевышний контролирует всё, и существует ашгаха пратит (частное Провидение — Он руководит тем, что происходит с каждым человеком). Любое испытание и препятствие — от Всевышнего.

На этом уровне «даже, когда к горлу твоему приставлен острый меч, нужно верить, что Всевышний может спасти» (Брахот 10а). Иными словами, на этом уровне человек уповает на то, что Всевышний может спасти его в любой ситуации от любой опасности.

Однако у упования есть еще один уровень. А именно — осознание того, что Всевышний не только может спасти от любой напасти, но и фактически спасет от нее.

Мидраш (к Тэилим 25:5) рассказывает о человеке, которого схватили городские стражники. Он умолял их не трогать его: ведь он из царской семьи. Наутро его привели к царю, и царь спросил: «Ты действительно мой родственник?» Задержанный ответил: «Нет. Но я знал, что если буду полагаться на тебя, меня оставят в покое». Царь сказал охранникам: «Он полагался на меня, отпустите его».

Так и царь Давид сказал (Тэилим 25:2): «На Тебя полагаюсь. Да не буду пристыжен, да не восторжествуют враги мои!»

Мы видим, что у упования есть особая сила — пробудить милосердие Всевышнего. И чем больше человек укрепляется в вере и уповании на Всевышнего, тем скорее к нему придет спасение.

5. Молитва проявление упования

Мудрецы учат нас (Брахот 32 б): когда человек молится, а молитва остается без ответа, следует не отчаиваться, а продолжать молиться. Как сказано (Тэилим 27:14): «Надейся на Господа, мужайся, и да будет сильным сердце твое, и надейся на Господа!»

Молитва — это проявление упования. С другой стороны, упование на Всевышнего обязывает молиться. Когда человек понимает, что единственным источником спасения является Всевышний и только в Его силах спасти нас из безвыходной ситуации, то самое естественное — это обратиться к Творцу с мольбой.

Поэтому в любой тяжелой ситуации ничто не заменит искреннюю молитву от всего сердца.

Пусть Всевышний и дальше спасает и оберегает Вас и направит по верному пути.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Раби Акива бен-Йосеф (3775 — 10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

[ii] Раби Нахум Иш Гамзу — мудрец Мишны, один из учителей раби Акивы. Этот человек всегда и во всем полагался на Всевышнего и, чтобы ни случилось, говорил: «гам зу лэ-това» — «И это (тоже) к добру». Поэтому его имя (Нахум из Гамзу) стали толковать как «Нахум И-это-тоже…»).

[iii] Раби Йеуда-Арье-Лейб бар-Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607-5665 / 1847-1905, Польша) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник.

[iv] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; 5456-5503 / 1696-1743, Марокко — Италия — Эрец-Исраэль) — выдающийся комментатор Торы один из духовных лидеров поколения.

Материалы по теме

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Уровень человека 26. Пути упования. Глава 8

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо

Я еврей. А иудей ли я?

Рав Яков Шуб

Иудаизм и еврейство — одно и то же? Если еврей в данный момент перестал верить в Б-га или пошел за другими божествами, он уже не еврей? Как поляку стать англичанином? А его детям, родившимся в Англии? Куда податься бельгийцу? Как стать евреем?

Льется еврейская кровь, и никто не уверен в своей безопасности! Почему так происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?

Что есть милосердие в свете Торы?

Рав Овадья Климовский

Кто будет жесток к милосердным?

Шестая заповедь. «Не убивай»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

«Совершенная мера» 3. Упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.