Темы: Аман, Запреты, Ахашверош, Пурим, Грех, Идолопоклонство, Мегилат Эстер, Заповеди, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Хочу задать вопрос по Мегилат Эстер (Свитку Эстер). Вся история началась с того, что Мордехай отказался поклониться Аману, тот обиделся — и понеслось... Заканчивается же история тем, что Эстер таки да поклонилась Ахашверошу и беды евреев на этом прекратились.
Так что же с этими поклонами? Можно или нельзя? Если можно — почему Мордехай отказался и тем самым навлёк беды на свой народ и сам чуть не погиб? Если нельзя — почему Эстер поклонилась и беды прекратились? Спасибо. Борис
Здравствуйте, Борис!
Большинство комментаторов объясняют, что Аман требовал себе поклонения как некому божеству, как сказано (Эстер 3:2): «И все служители царские, что (были) у царских ворот, становились на колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем царь». Становиться на колени и падать ниц — таков был тогда обряд поклонения идолам.
Следует заметить, что в те времена было принято поклоняться некоторым людям как богам. Например, вавилонский царь Невухаднецар пытался поклониться еврейскому мудрецу Даниэлю, как сказано (Даниэль 2:46): «Тогда царь Невухаднецар пал ниц и поклонился Даниэлю, и приказал (принести) дары и воскурить перед ним благовония».
Естественно, Мордехай отказался это сделать. Даже сделать вид, что он поклоняется Аману, для него было неприемлемо. Эстер же просто бросилась в ноги царю как слабая женщина, прося защиты. Так говорит Свиток Эстер (8:3): «И опять говорила Эстер с царем, и пала к ногам его, и плакала, и молила его отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против иудеев».
Впрочем, некоторые комментаторы утверждают, что не было формального запрета кланяться Аману. И совсем не обязательно было разбираться, воображал он себя идолом или нет. И даже если такой запрет существовал, Мордехай мог с легкостью избежать его нарушения, укрывшись от глаз Амана.
Тем не менее, Мордехай демонстративно отказывался поклониться, утверждая, что приказ царя распространяется лишь на «всех служителей царских (дословно — рабов), что (были) у царских ворот». Он же не является царским рабом, и к нему этот приказ не относится. Поступил он так для того, чтобы показать всем, что евреи — не рабы, у них иной статус, а также для того, чтобы исправить грех тех евреев, что поклонились идолу Невухаднецара (см. третью главу книги Даниэля) — пусть даже просто для вида.
Иными словами, своими действиями он хотел научить евреев тому, что недопустимо кланяться «кому попало», изменяя собственное положение к худшему. И, действительно, в Талмуде (Мегила 13а) мы находим даже порицание Мордехаю за то, что он так поступил, подвергнув себя и свой народ опасности. Возможно, он сделал так, движимый руах а-кодэш (низшая ступень пророчества, «святое наитие»), понимая, что не может поступить иначе. Время показало, что он был прав.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Куклин
Не забудь стереть память...
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Хава Куперман,
из цикла «Пурим»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Рав Бенцион Зильбер
Подготовка к «конкурсу на замещение должности царицы» проводилась в три этапа.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина