Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем нужно понятие Мессии — посредника между Б-гом и людьми?

Темы: Ад, Обрезание, Суд, Рай, Загробная жизнь, Единство Б-га, Монотеизм

Отложить Отложено

Уважаемый рав!

1. Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Обрезание как инициация мальчиков-подростков практиковалось в религии аборигенов Австралии и у некоторых примитивных племён Африки.

Также обрезание существовало у финикийцев, у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с 3-го тысячелетия до н. э. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности.

Вместе с тем в иудаизме Б-г заповедовал обрезание Аврааму и всем его домочадцам мужского пола словами:

«Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами».

Т.е. подчеркивая этим эксклюзивность этого завета.

Вопрос: учитывая вышесказанное, в чем заключается эксклюзивность?

2. Понятия о загробной жизни, суде после смерти, наличия рая и ада были у разных народов еще в 4 тысячелетии до н.э. (Египет, Месопотамия и др.).

У евреев эти понятия (о которых нет упоминания в Торе[i]) появляются во время Вавилонского плена.

Монотеистическая религия евреев отвергла наличие других богов (помощников главного Б-га или равных ему), но вместе с этим придумывает новое понятие Мессии.

Вопрос: зачем нужен посредник между Б-гом и людьми, ведь до этого Он неплохо справлялся и сам? N.


[i] См. по теме:
«После смерти нет ничего?»,
«Я не просил Б-га меня создавать…»,
«Манипуляции в библейской критике…»и др.
(прим. ред.)

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Первый Ваш вопрос касается обрезания.

То, что оно практиковалось у многих народов древнего мира, в том числе, и на Ближнем Востоке, прежде всего, свидетельствует о следующем.

Заповеди делятся на два вида: хуким и мишпатим. Второй вид — заповеди, понятные человеческому разуму: не убивать, не красть, почитать родителей и т. д. Первый же — ритуалы или запреты, которые человеческому разуму не понятны. Кому мы помогаем, беря четыре вида растений в Суккот или ежедневно надевая тфилин, или воздерживаясь от некашерной пищи? К этому виду, конечно же, относится и обрезание — тоже непонятно, кому мы этим помогаем. Во всех подобных случаях мы верим, что, хотя результат наших физических действий неочевиден, тем не менее, так мы влияем на духовные миры, и, в силу их устройства, оказываем на них благое воздействие, а через них — и на наш физический мир.

Но более того, даже заповеди вида хуким на самом деле человек может понять, только не с помощью логики и объяснений, а с помощью четких ощущений: как видит, что этот цвет — красный, а этот — зеленый, как музыкант слышит, что это сочетание звуков — гармония, а это — какофония. Тогда как, соответственно, дальтоник или человек, не обладающий музыкальным слухом, не поймет, и никак ему не объяснишь.

Так вот, распространенность обрезания среди разных народов и культур в древние времена свидетельствует о том, что тогда смысл этого действия понимали и оно не нуждалось в объяснении. Как сегодня все страны, вне зависимости от типа общества и власти, понимают необходимость запрета убийства и включают этот запрет в свои законы, не задаваясь вопросом, зачем это нужно. Значит, если нам обрезание и подобные законы кажутся лишенными смысла, а то и «варварскими», это потому, что мы утратили тот «музыкальный слух», что был у людей изначально, и стали в этом плане «дальтониками».

В чем же тогда эксклюзивность этого завета?

Прежде всего, именно в том, что обрезание принято Авраамом и его потомками не просто как понятное и нужное дело, а как знак особого, личного союза с Б-гом. Поэтому даже после того, как другие народы перестали выполнять это действие, утратив ощущение его пользы и необходимости, мы, евреи, продолжили соблюдать заповедь обрезания, ибо таков наш союз с Б-гом.

Один из примеров, которым можно иллюстрировать смысл выполнения непонятных нам заповедей хуким — букет цветов, который мужчина покупает женщине. Сам мужчина может увидеть в нем красоту, но не так сильно ее чувствовать, как женщина. Для себя бы он эти цветы не купил, только для нее. Но именно поэтому они выражают любовь: ведь если бы и для себя купил, то в чем доказательство, что на самом деле купил для нее? Вот и заповеди хуким, как кто-то удачно выразился, — это наш «букет» Б-гу. Выражение любви и верности Ему.

В этом и эксклюзивность: только наше выполнение обрезания является «букетом» для Б-га или связывающим нас с Ним «обручальным кольцом» (а то какой смысл в этом куске металла, который нанизывают на палец?). Потому что выполняем его всегда, даже в эпоху, когда делаем это только для Б-га, а не для какой-то видимой нам пользы.

Мудрецы также говорят, что наши праотцы, начиная с Авраама, соблюдали всю Тору еще до того, как она была дана. Но как же они узнали, какие в ней заповеди, без указаний от Б-га? Ответ такой: мир устроен так, что исполнение заповедей оказывает на него положительное воздействие и исправляет его. Поэтому праотцы, постигнув устройство мира, сами поняли, что надо делать для его исправления. Но обрезание Авраам не делал сам, ибо предчувствовал, что как раз о нем получит конкретное повеление от Б-га. Поэтому подождал, чтобы выполнить это именно как повеление, а не просто действие, которое сам посчитал правильным. Чтобы обрезание стало эксклюзивным заветом и «букетом» Б-гу от него и его потомков.

Это — во-первых. А во-вторых, как Вы правильно отмечаете, у других народов древности обрезание было «инициацией мальчиков-подростков» и совершалось в соответствующем возрасте. Также, по некоторым данным, в Древнем Египте обрезали только фараонов и жрецов. Тогда понятно: евреи как избранный Б-гом народ, получивший Его Тору, должны были стать «царством священников и народом святым» (Шмот 19:6). Вот и обрезают еврея, не когда он начнет созревать как мужчина или если станет жрецом, а с самого начала жизни, потому что он по рождению уже становится частью особого «народа священников». Вот и эксклюзивность.

Теперь второй Ваш вопрос: почему монотеизм, отвергнув идею других богов, «помогающих» Б-гу или «равных» Ему, ввел понятие Машиаха (Мессии)? Зачем нужен посредник между Б-гом и людьми, если Б-г и так хорошо справлялся?

Ответ: Машиах — вовсе не посредник между людьми и Б-гом. По крайней мере, тот Машиах, о котором говорит наша религия. Что сделали с этой идеей, например, христиане — вопрос к ним. Слово «Машиах» означает «помазанный», и речь идет, соответственно, о царе. Смертном человеке. Слуге Б-га, как и все мы. И он, и каждый из нас, служит Б-гу непосредственно, молится Ему напрямую, и вовсе не для связи с Ним нам нужен Машиах.

А для чего же? Для того чтобы выполнить функцию земного царя: объединить еврейский народ, а также весь мир, и направить его на служение Б-гу. И тем самым положить конец изгнанию нашего народа, а также вечным конфликтам и войнам, от которых так страдает человечество. Именно в этом функция царя — объединять и сплачивать людей, направлять их энергию в одно русло, вести за собой.

Всё человечество разъединено, и составляющие его народы постоянно конфликтуют еще со времен Вавилонской башни, никак им друг друга не понять. А еврейский народ в изгнании тоже рассеян по всему миру, и евреи разных общин не всегда понимают друг друга, каждая группа подвергается влиянию той страны, в которой оказывается. Машиах же должен положить конец этим расколам и вдохновить всех на служение Б-гу вместе. Таким образом, если угодно, Машиах приведет всех в синагогу, точнее в Храм, который при нем будет отстроен, но молиться и служить Б-гу в этом Храме каждый человек будет напрямую, без посредников.

Вот что означает понятие Машиах в нашей религии. Это просто праведный еврейский царь, и потенциально таким был уже царь Давид, прямым потомком которого будет Машиах, он завершит то, что начал его великий предок. Но ни о каких посредниках «божественного» типа тут речи не идет, на то наша религия и монотеистична.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.