Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Наше дурное начало — враг или тренер?

Темы: Дурное начало, Злое начало, Йецер а-ра, Испытание, Война, Свобода выбора, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые.

Интересует такой момент. Как внутренне нужно относиться к йецер а-ра (дурному началу в человеке)? Имеется в виду — с каким умонастроением? Поясню.

С одной стороны, дурное начало ежесекундно нас «изводит» и ставит в сложные ситуации испытаний. Вроде бы нужно испытывать «агрессию» и «праведный гнев» (типа: «Ах ты, гад, опять меня подловить хотел?! а вот фиг тебе!» ну и т. п.).

С другой же стороны, йецер а-ра — это тоже ведь творение Б-га. Причем, как я понимаю, творение без свободы воли и именно с такой миссией — испытывать нас. То есть, делается это не по злому умыслу, а «по поручению» Творца. И для нашей же пользы в итоге.

И, стало быть, надо относиться терпимо, как к тренеру, который выматывает борца тренировками — и в итоге борец выигрывает какое-то соревнование. То есть вполне логично и поблагодарить (разумеется, после благодарности Творцу). В итоге: нужно ли относиться к йецер а-ра как к нашему врагу (пусть и делающему нас сильнее)? Или как-то иначе? С уважением, Серж П.

Отвечает рав Элияу Левин

Шалом, Серж!

Вы задаете интересный вопрос.

Вы совершенно правы в том, что йецер а-ра является не самостоятельной силой, а лишь одним из творений Всевышнего, исполняющим свою функцию. По этой причине личные отношения с йецер а-ра построить невозможно.

Предположим, человек решил покорить Эверест. Плохие погодные условия, несомненно, являются серьезной помехой, но проклинать ветер или оползни не имеет смысла. Преодолевая сложности, альпинист становится сильнее и опытнее, но и в этом случае не сложности заслуживают похвалы, а тот человек, который смог их преодолеть.

То же самое относится и к йецер а-ра. С одной стороны, его постоянное воздействие создает нам свободу выбора и предоставляет возможности для духовного роста, но, с другой стороны, если человек расслабится, он может потерять жизнь не только в этом мире, но и в Будущем…

«Знать врага в лицо» — одно из необходимых условий победы в борьбе с йецер а-ра, и для этого мы учимся. При этом понимаем, что сила эта не является самостоятельной. Работая над собой, мы заслуживаем особую помощь Свыше, благодаря которой выходим победителями в этой борьбе.

С наилучшими пожеланиями, Элияу Левин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.