Темы: Берешит, Галут, Храм, Земля Израиля, Святая Земля, Яаков, Авраам, Ицхак, Эсав, Святость, Праотцы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, меня зовут Артём, прошу Вас пояснить высказывание «Дела отцов — знак для детей».
Здравствуйте, Артём!
У первой книги Торы, которую мы называем по первому ее слову «Берешит» (то есть «в начале»), существует еще одно название — Сефер Йецира — «Книга Созидания», или, как принято ее называть по-русски, «Книга Бытия».
Мы можем предположить, что название это дано ей не только и не столько потому, что в ней содержится повествование о сотворении мира. Рамбан (раби Моше бен-Нахман, величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист, 4954-5030/1194-1270) в своем комментарии к Пятикнижию — в предисловии к книге Шмот — замечает, что поступки наших праотцев, жизнеописанию которых посвящена книга Берешит, были своего рода «созиданием» для последующих поколений.
Если посмотреть на книгу Берешит под таким углом, станет ясно, зачем она иногда так подробно описывает даже незначительные, на первый взгляд, события, происшедшие с нашими праотцами. А мы, читая и осмысляя эти рассказы, сможем понять, каких действий Тора требует от нас — их потомков.
Авраам, устоявший во всех испытаниях, передал нам силу преодолеть все препятствия, мешающие исполнить волю Творца. В этой его непреклонности многие поколения черпали силы для самопожертвования ради освящения имени Всевышнего…
Ицхак, которому не было позволено покинуть Землю Израиля даже при угрозе голода, показал нам, как высоки требования святости — самого человека и Святой Земли.
Яаков, вся жизнь которого — прообраз последнего изгнания, показывает нам (см. Берешит 33, встреча с Эсавом), как вести себя с потомками Эсава, среди которых мы пребываем до сих пор. И, если бы ревнители времен разрушения Второго Храма выучили этот урок, смирили свою гордость и пошли на поклон к римским захватчикам, Храм не был бы разрушен до сегодняшнего дня.
Но есть еще одна важная деталь, и на нее тоже обращает внимание Рамбан. Можно сказать, что своими поступками наши праотцы буквально ТВОРИЛИ (созидали) историю. Б-г словно говорит Аврааму: «Пойди и проложи дорогу перед твоими сыновьями» (мидраш в Берешит Рабба 40:6).
Голод вынуждает Авраама спуститься в Египет. Там Фараон забирает Сару. Б-г наказывает Фараона язвами, тот возвращает Сару и отпускает Авраама, одарив его великими дарами.
Ровно то же самое происходит с потомками Авраама. Голод заставляет семью Яакова спуститься в Египет, где они становятся многочисленным народом. Египтяне угнетают сынов Израиля и порабощают их. Б-г наказывает египтян жестокими казнями. Фараон отпускает евреев, и они уходят из Египта с многочисленными дарами, полученными от египтян. Мы видим, что история повторяется и всё, что случилось с Авраамом, происходит с его потомками.
На пути из Беэр-Шевы в Харран Яаков неожиданно оказывается там, где будет стоять Храм. Внезапно заходит солнце, и он остается там ночевать. Б-г «собирает» всю Землю Израиля и помещает ее под спящим Яаковом, чтобы облегчить ее завоевание в будущем (Хулин 91 б, см. комментарий Раши к Берешит, 28:13).
Особый интерес представляет подробное повествование Торы о колодцах, которые копали слуги Ицхака (см. Берешит 26:18-22). Рамбан видит в трех выкопанных ими колодцах прообраз трех Храмов, два из которых будут разрушены, а третий будет вечным.
В книге «Шем ми-Шмуэль» (автор — раби Шмуэль бар-Авраам Борнштейн, его называют также реб Шмуэль из Сохачева, выдающийся комментатор Писания и хасидский наставник, 5615-5686 /1855-1926) приводится стих из книги Мишлей (20:6): «Глубокие воды — совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает их».
Раби Шмуэль комментирует это так: жизнь человека полна вопросов, но где-то там, в глубине, в душе человека находятся ответы на все вопросы — как вода под толщей земли. Так что от опытного советчика требуется лишь умение помочь ему «вычерпать» их оттуда.
Вот так же сердце каждого человека горит желанием служить Творцу, просто стремление это заложено слишком глубоко, скрыто под толщей материальности. Наши праотцы старались повторять это символическое действие — копать колодцы, чтобы нам, их потомкам, было легче открыть в себе это желание.
«Живая вода» (Берешит 26:19), которую они находили, то есть непрерывно бьющий источник, должна была способствовать тому, чтобы в нашем служении Творцу не было застоя, а лишь постоянное обновление и стремление вперед. И достичь этого можно, конечно же, с помощью Торы, уникальное свойство которой в том, что, сколько бы раз человек ни возвращался к тому, что уже учил, он каждый раз открывает для себя новые и новые понимания.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Давид Россоф
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина