Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеет ли человек право изменять мир?

Темы: Цель творения, Предназначение, Тора и наука, Природа, Заповеди, Животные

Отложить Отложено

Вопрос экологического характера. Мы знаем, что Б-г сотворил мир.

1. Соответственно, всё, что создал Б-г, совершенно. Тогда имеет ли право человек перестраивать мир? Менять облик земли: вырубать леса, осушать болота, водоёмы, менять течение рек? Выводить новые подвиды животных, скрещивая их (осёл, мул, собаки и т. д.), уничтожать виды животных, что меняет экологическую систему? Ведь если этот мир — совершенное создание Б-га, то его изменение — это нарушение совершенства!

1.1 Если человек вправе изменять мир/природу, будучи подобным Б-гу в том, что он в какой-то мере так же, как и Б-г, — творец, то значит ли это, что человек вправе вырубить все леса, уничтожить всех животных, выкачать все углеводороды и т. п.? А ГЛАВНОЕ: где граница этому, когда вырубать леса ещё можно, а когда уже нельзя?

Это, думаю, сегодня очень актуальные вещи.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Ваш вопрос действительно актуален. А простой ответ на него — как Вы, наверное, можете предположить: да, человек может изменять мир, но при этом не должен его портить.

Сотворив человека, Б-г сказал ему (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской, и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле».

Здесь Б-г ясно говорит: не просто размножайтесь и наполняйте землю — так могут и кролики, а именно покоряйте ее и властвуйте над ее животным миром.

Как раз за последние века с их научно-техническим прогрессом в полной мере раскрылось, как человек может изменять землю. Как использовать ее ресурсы и законы природы, чтобы в корне изменить жизнь. Какого уровня могут быть научные открытия и изобретения.

Всё это человек делает с помощью разума, которым Б-г наделил его изначально, а также с помощью идей, которые Б-г продолжает посылать ему на каждом этапе его развития. Поэтому, хотя человек был создан уже давно, многие открытия и изобретения сделаны в последние века — только тогда Б-г решил, что наступило время дать человеку эти идеи и инструменты.

Но многое человек умел делать и в давние времена. Например, как свидетельствует Тора, уже в эпоху ее дарования в Египте рыли каналы и отводили воду из Нила на поля, орошая их и так выращивая урожаи, необходимые для жизни. Это к вопросу о руслах рек.

Размножение человека и наполнение земли людьми неминуемо означает необходимость строительства жилищ и целых городов, которых не было раньше. А где их строить? Ведь нет специально подготовленных пустых площадок.

Да и расположение и размер городов — не постоянны, чтобы можно было изначально всё определить. Уже не раз бывало, что большой город терял свое значение и приходил в упадок, а новыми центрами активности становились другие города. Например, города, построенные около центров угольной промышленности, в последнее время пришли в упадок вместе с этой отраслью. Или, в более давние времена, города, построенные как столицы империи, теряли свое значение, когда эти империи сходили с арены.

Короче, чтобы построить новый город или расширить уже существующий, но становящийся по-новому значимым, надо расчистить под него место. А это значит: вырубить леса, осушить болота, иногда «отвоевать» у моря часть суши. Значит, человеку можно всё это делать, иначе не размножишься и не наполнишь землю.

В то же время понятно, что если вырубить ВСЕ леса и уничтожить ВСЕХ животных, это будет уже не просто расчистка места для жизни человека, но и уничтожение других «сегментов» творения, которые значимы — в том числе и для самого человека. Ведь уничтожение лесов лишит его же кислорода. И уничтожение разных видов животных лишит его той пользы, которую они могут приносить, и вообще нарушит баланс в его мире. Поэтому так человек скорее срубит сук, на котором сидит.

Да и, согласно традиции, приводимой мудрецами (мидраш в Коэлет Рабба 7:1), Б-г ясно сказал Адаму: посмотри, как прекрасно всё творение, и всё это Я создал для тебя. Позаботься же о том, чтобы не испортить Мой мир.

Значит, человек должен придерживаться разумного баланса: стремиться к развитию и прогрессу, но не ценой порчи и уничтожения созданного Б-гом мира. Этот мир надо использовать, но не разрушать.

На уровне символики, поясняет Рамбам[i], в этом, среди прочего, смысл заповедей не забивать в один и тот же день корову или овцу и ее теленка или ягненка (Ваикра 22:28), а также — не забирать из гнезда птицу-мать вместе с птенцами или яйцами (Дварим 22:6-7). Это символизировало бы не использование отдельной особи для своих нужд, а уничтожение всего вида.

На уровне практики, конечно, часто непросто определить, где именно проходит граница. Ведь если зарезать корову-мать не в тот же день, а на следующий, и делать это постоянно, то рано или поздно весь вид всё-таки будет уничтожен. Или, если говорить о вырубке лесов, понятно, что срубить одно дерево вполне допустимо, это принесет пользу тем, кому нужно это место или древесина, а вред почти неощутим. Но если каждый раз рубить по одному дереву, в конечном счете, вред накопится и станет ощутимым, может быть вырублен целый лес.

Что же делать? То, что уже делают: принимают разного рода законы по экологии, регулирующие рубку лесов: разрешают ее, но не бесконтрольно, а для определенных важных целей, с ограничениями. Как водится, законы, а тем более их применение, несовершенны, но так лучше, чем никак. И так человеку постоянно предоставляется возможность для дальнейшего совершенствования мира.

Но Вы также задаете вопрос: а почему деятельность человека вообще должна считаться совершенствованием? Если мир создал Б-г, значит, Его творение уже совершенно! А человек, изменяя что-либо, может только портить, не так ли?

На этот вопрос отвечает Раби Акива[ii] (мидраш в Танхума, Тазриа 5). Римский наместник Тиний Руф спросил его: чьи деяния более совершенны — Б-га или человека? На что Раби Акива к удивлению римлянина ответил: человека. И привел простой довод: что совершеннее: пшеничные зерна, созданные Б-гом, или хлеб, испеченный из них человеком?

Подобным образом он ответил и на вопрос об обрезании: если обрезанный человек более совершенен телом, почему Б-г не создал его таким сразу?

А потому, что Б-г хочет сделать человека Своим партнером по созданию и совершенствованию мира. Он создал человека для того, чтобы наделить его высшим благом, а такое благо на самом деле — уподобление Самому Б-гу. Уподобление в том, что Б-г Полноценен и творит. Вот и высшее благо для человека — творить и испытывать от результата чувство достижения и полноценности. Поэтому Б-г и дал ему возможность и даже миссию совершенствовать созданный Им мир, чтобы человек стал таким партнером и испытал буквально б-жественное наслаждение.

А совершенен созданный Б-гом мир в том, что является идеальной площадкой для деятельности человека. Идеальным материалом для построения человеческой цивилизации. Как и жизнь в этом мире: хотя, на первый взгляд, далеко не идеальна, на самом деле предоставляет человеку идеальные возможности для деятельности и совершенствования себя и мира.

Это неизбежно следует из самого того факта, что Б-г создал жизнь: ведь она неминуемо означает какое-то движение и действие. Если же сотворенный Б-гом мир считался бы полностью совершенным, то в нем вообще ничего нельзя было бы передвинуть и изменить, ведь всё — в точности на своем месте! А это означало бы абсолютно статичный мир — а значит, мертвый. Так что факт существования жизни неизбежно означает необходимость действия — изменения того, что уже создал Б-г, а это значит, совершенствования.

В то же время Тора однозначно запрещает упомянутое Вами скрещивание разных видов животных, таких, как осел и лошадь, плодом которого является мул (Ваикра 19:19). Но здесь мудрецы, среди прочего, поясняют: у самого мула потомства уже не будет. То есть, казалось бы, развитие и совершенствование этого аспекта творения, наоборот, заводит всю линию в тупик.

Продолжим же совершенствовать мир так, как позволила Тора, не забывая при этом, что надо именно совершенствовать, а не портить.

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид — величайший еврейский мыслитель и законоучитель 4895-4965/1135-1204

[ii] Раби Акива бен Йосеф (3775—10 тишрей 3896 /15—135) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.