Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Творец не дает человеку непосильных испытаний?

Темы: Испытание, Страдания, Скромность, Молитва, Помощь, Раби Акива, Искупление, Болезни, Катастрофа

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. Не у одного рава я читал фундаментальную мысль, что Творец не дает человеку непосильных для него испытаний.

Означает ли это (вижу в реальной жизни, что многие люди испытания всё же не выдерживают), что все испытания посильны только ПРИ УСЛОВИИ, что человек должен полагаться на Творца и просить Его помощи, и что если пользоваться только собственными силами испытания не могут быть посильными в принципе?

Правильно ли я понимаю, что без упования на Творца нет гарантии, что потенциально посильное испытание всё же будет пройдено? С уважением, Серж П.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, уважаемый Серж!

Вы задаете хороший вопрос.

Если речь идет о простом соблазне, которому человек поддался, таким образом, не выдержав испытания, то сам факт, что он его не выдержал, еще не означает, что он и не мог его выдержать. Что оно было для него непосильным. В том и заключается испытание: человек подвергается соблазну, который может побороть, но которому может и поддаться, в этом его свобода выбора.

Но речь может идти и об испытаниях в более широком смысле слова: на человека обрушиваются невзгоды, «вызовы» судьбы. В таких случаях тоже, вроде бы, бывает, что человек не выдерживает испытаний — он оказывается сломлен и раздавлен ими. И либо тихо впадает в депрессию, либо в той или иной форме, словом или делом, издает «крик о помощи». В таком случае вопрос уже гораздо более серьезен и неоднозначен.

Конечно, проходя любое испытание, важно уповать на Б-га и молить Его о помощи. Правда и то, что, «если бы Б-г не помогал, человек не мог бы преодолеть» свое дурное начало, свои слабости (Кидушин 30 б).

В то же время трудно судить людей, сломленных жизнью. Какие претензии можно предъявить человеку, прошедшему нацистские концлагеря и лишившемуся рассудка от увиденного?

Хотя я лично знал людей, которые прошли Освенцим и рассудка не лишились, наоборот, именно они и их потомки казались самыми психологически здоровыми и полноценными. Да, одних тот ад выковал, но других сломил, и кто мы такие, чтобы их судить. Мы бы и одного часа там не вынесли. Даже если бы не забывали молиться Б-гу.

Не каждые испытания, конечно, такие страшные, как Холокост. Но принцип остается тем же: трудно судить людей, которые их не выдерживают, — и трудно однозначно утверждать, что эти испытания были «заданием», с которым люди «не справились». Б-г знает, так ли это, но мы — не всегда.

Но какие же еще есть варианты объяснения того, что произошло с этими людьми?

Позвольте предложить такую идею: даже если человек не выстоял в испытании, возможно, то, что с ним произошло, следует уподобить болезни или инвалидности — обрушившемуся на человека несчастью, в котором он необязательно виноват.

Почему такое происходит с людьми?

Опять же, причины бывают разными. Одна из них: как любые страдания, эти несчастья — искупление. Много в мире страданий, и нам часто не дано понять, почему именно этот конкретный человек заслужил именно такие мучения. Как сказано, возможно, это искупление грехов в этом мире, чтобы в Будущем мире было легче.

Далее, если в результате несчастья человек не полностью лишился сил и рассудка и еще на что-то способен, то инвалидность — это ограничение возможностей, которое надо преодолевать — и получать за это особую награду. Ведь цель жизни любого человека — не сидеть и блаженствовать (это быстро бы наскучило), а трудиться, преодолевать препятствия и стремиться к цели.,

Именно это дает человеку чувство достижения и значимости. И Б-г устроил так, чтобы разные люди делали это на разных уровнях, каждый — обретая ощущение достижения того типа, который подходит ему. И у инвалида, даже если он добивается меньшего, чувство достижения больше, ибо даже этот результат стоил ему стольких усилий и трудов! В той или иной мере все мы «инвалиды» — ведь неограниченными возможностями обладает только Б-г.

Также, вне зависимости от того, способен ли человек еще на что-то, его несчастья помогают нам, окружающим его людям, ценить те блага, которых он лишился — а мы пока не лишились. Здоровье, физическое и душевное, умиротворенность.

А то, когда всё хорошо, мы просто живем, не задумываясь, воспринимая блага как должное. Когда ничего не болит, мы этим не наслаждаемся — а волнуемся о других трудностях и проблемах жизни, которые всегда есть. Что-то всегда «болит». Поэтому чужие несчастья должны обращать наше внимание на то, что у нас не болит. На то, какое это счастье. И как следует благодарить за это Б-га.

А также это шанс научиться скромности — осознать слабость и уязвимость человека, его зависимость от Б-га.

Наконец, несчастье человека дает возможность другим ему помогать — и таким образом становиться хорошими людьми. Ведь добро, как и любое качество человеческой души, вырабатывается именно практикой, в этом оно не отличается от физических сил и навыков, вырабатываемых тренировкой.

Если человек сломлен и раздавлен жизнью, поддержи, выслушай, дай ему излить душу, подставь плечо. Если можешь, помоги реально улучшить его ситуацию. Наконец, помолись за него.

По словам Раби Акивы (Бава Батра 10а), Б-г создал бедняков, чтобы дать нам шанс помочь им и так заработать награду. Вот и всех несчастных Он создал в тех же целях.

Конечно, самим страдающим людям и их близким такие теории — небольшое утешение. Им нужна — та самая помощь. Так что тут уже испытание нам: поможем ли вопреки всем проблемам и неудобствам, которыми это может сопровождаться?

Будем надеяться, что справимся. Ну и помолиться всегда можем, это не так тяжело, а реально помочь человеку может.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.