Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не кажется ли вам, что Всевышний слишком уж сурово испытывает и судит людей?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Предназначение, Свобода выбора, РАМХАЛЬ, Суд, Ангел, Животные

Отложить Отложено

Здравствуйте! Не кажется ли Вам, что Всевышний слишком уж сурово испытывает и судит людей? Почему ангелы заслужили сразу быть праведными, а мы нет? Почему нам приходится и здесь, на земле, тяжело, и после смерти нас будут судить и опять могут отправить на землю в виде травы, рыбы, птицы и т.д.? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

В основе Ваших вопросов — почему мы не как ангелы и почему нас могут опять отправить на землю в виде животных — лежит предположение, что ангелом быть хорошо, а животным плохо.

Да, нам может так казаться. Но, поскольку никто из нас в этой жизни не был ни «в шкуре» ангела, ни в шкуре животного, тем более — растения, у нас на самом деле нет никакого понятия, что это такое. Ни то, ни другое.

Между ангелами и животными

Более того, у ангелов и животных, интересным образом, есть общая черта: у них нет свободы выбора. Они «запрограммированы» делать то, что велит им Б-г, по сути, «зомбированы», такими они созданы. Животные «понимают» инстинктом, ангелы, вроде бы, разумом, но это дела не меняет. Они выполняют свои действия с желанием и наслаждением, но на всё это они запрограммированы.

Да, в теории, ангелы получают высшее наслаждение от своей близости к Б-гу, служения Ему, а животные максимально приземлены и далеки от «небесных» наслаждений. Тем не менее, наслаждаются и они: каждый — своей едой, комфортными для себя природными условиями, а свинья — да, своей грязью.

Им просто многого не надо — как человеку в младенческом возрасте достаточно для комфорта и наслаждения чистого белья, бутылочки и соски. И улыбки окружающих. И вот какой он веселый — веселее многих взрослых! Неслучайно ангелы часто представляются человеку в виде детей — они тоже такие.

Почему они заслужили быть праведными? Они не заслужили! Они такими созданы. И поэтому заслуг у них нет. И наслаждение свое они получают не в награду, а как животные, чисто по милости Б-га.

Тогда как человеку дана свобода выбора, так он создан. Он может поступить хорошо или плохо и, если сделает правильный выбор, то награду именно что заслужит. Заработает.

А это гораздо большее удовольствие и удовлетворение.

Так объясняет Рамхаль. Он спрашивает: если цель Б-га — дать человеку награду и вечное наслаждение в Будущем мире, почему Он сразу не поместил человека туда и не дал ему это наслаждение? Почему сначала надо пройти через жизнь в этом мире, такую трудную?

И отвечает: по своей природе человек получает удовлетворение от того блага, которое заработал, только тогда по-настоящему ценит его. А благо, которое не заслужил, ощущает подачкой, оно для него, скорее, унизительно. Поэтому Б-г поместил человека в этом мире, где он должен трудиться, делать выбор, совершенствовать себя и мир и, таким образом, зарабатывать награду. Тогда она даст ему удовлетворение.

Но почему Б-г создал человека таким, что ему приятна только заработанная награда? Не лучше ли было сделать так, чтобы ему была приятна награда, полученная даром? И не пришлось бы мучиться на этом свете и проходить через испытания? В этом, по сути, и Ваш вопрос: почему бы не создать человека таким же, как ангелы?

Ответ такой: оно того стоит. Заработанная награда приносит гораздо большее удовлетворение — потому что так мы уподобляемся не ангелам, а Самому Б-гу!

Он ничего от других не получает, Он Сам творит, а потом делится Своим творением с другими (Своими созданиями). Это и есть высшее благо и наслаждение. И человек тоже получает максимальное удовольствие, когда строит, творит, а затем делится плодами своего труда с другими. Пишет книгу и дает другим читать, или музыку и дает слушать. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом и дает другим в нем жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей.

Это чувство достижения нам дано испытать уже в этом мире — в этом плане нам тоже «лучше» — и чем животным, и чем ангелам. А в Будущем мире помимо этого будет великая награда — такого же типа, достижение и полноценность души (опять же, подобная полноценности Самого Б-га).

Судит ли нас Б-г слишком строго?

Нет, все-таки не слишком строго. Наоборот, представляется, что суд Б-га милосерднее всех, известных нам.

Ведь, глядя на мир, поражаешься, насколько люди друг друга не понимают и как несправедливо подчас судят. И отдельные люди, и разные общества — друг друга («либералы» и «патриоты» и т. п.), и разные страны. Всякий, кто чем-то отличается от меня или от «нас», естественным образом воспринимается как живущий «неправильно». Всякая высказанная мысль, идущая вразрез с «нашим» пониманием, считается глупостью, ложью. Всякое действие, отличное от того, которое принято у нас в данной ситуации, объявляется злонамеренным. Или просто — человек что-то сказал, а его не так поняли.

И даже судьи, старающиеся быть непредвзятыми, мало что могут поделать, когда человек нарушил букву закона. Они могут принять в расчет какие-то смягчающие обстоятельства, но все-таки закон есть закон и горе тому, кто его нарушил. Хотя известно, что закон не всегда равняется справедливости.

Тогда как Б-г — Единственный, Кто полностью понимает каждого человека. Его характер, менталитет, его историю и опыт. Кто он и откуда, что с ним произошло, какое получил воспитание, какие впечатления от дальнейшей жизни, что его вдохновило, что обожгло, разозлило, потрясло.

И в конкретных обстоятельствах тоже: в какой мере у человека был выбор, что он ощущал, что толкало его в ту или иную сторону. Что реально мог сделать, а что не мог. Насколько был искренним в своих намерениях. Что именно имел в виду, а чего и в мыслях не было. И вердикт выносит на основе всего этого. Справедливее невозможно.

И, даже если кому-то для исправления надо вновь побыть в этом мире в виде животного или растения, откуда нам знать, насколько это хорошо или плохо? В плане упомянутой сложности выбора быть животным явно легче (или человеком-младенцем, поэтому, когда, не дай Б-г. умирают дети или младенцы, это значит, Б-г послал чью-то душу сюда ненадолго, только ради небольшого исправления того, которое было необходимо).

Знаем мы одно: Б-г полностью понимает каждого из нас и абсолютно справедлив. Лучше не придумаешь.

И даже непростые времена в этой жизни — это возможность усерднее трудиться и заработать бОльшую награду. Как солдаты зарабатывают награды именно во время войны. И врачи, хотя всегда спасают людей, особую награду зарабатывают именно сейчас, борясь с пандемией.

Так что продолжим молиться Б-гу о спасении, но в то же время используем все данные нам возможности для максимально продуктивного труда и достижений.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.