Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие доводы в пользу сотворения человека Всевышний привел ангелам?

Темы: Сотворение мира, Милосердие, Правосудие, Конфликты, Ангел

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, в Торе говорится, что в шестой день Всевышний задумал сотворить человека, но решил посоветоваться с ангелами: делать это или нет? Потому что, как утверждает Раши, у ангелов могла возникнуть зависть к человеку из-за того, что человек явился бы существом, сотворённым по подобию Всевышнего, как и они.

Каким мог быть довод Всевышнего в пользу сотворения человека? И каким мог быть довод ангелов против сотворения человека? N.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемый N.,

В Берешит Рабба (8:5) сказано, что часть ангелов была за сотворение человека, а часть — против. Там приводится стих: «Милосердие и истина встретились, справедливость и мир соприкоснулись» (Тэилим 85:11). Объясняют мудрецы: это и были доводы за и против сотворения человека. С точки зрения милосердия создание человека имеет смысл: ведь он творит милосердие. Но с точки зрения истины человека создавать не стоит: ведь он полон лжи. С точки зрения справедливости — стоит, ведь человек творит правосудие. Но с точки зрения мира — не стоит, так как человек очень конфликтен.

На первый взгляд, то, что сказано в мидраше, немного странно. Как можно так однозначно утверждать, что человек лжив, сварлив, милосерден и творит правосудие? Ведь есть люди мирные и правдивые, а есть также жестокие и несправедливые.

Наверное, если уж речь идет об истине, не бывает истины наполовину, поэтому даже малейший отход от нее — уже ложь. Так же обстоит дело с миром: даже небольшое недоразумение нарушает мир. Поэтому можно сказать, что абсолютной истины и абсолютного мира в этом мире нет. Каждый человек в какой-то мере конфликтен и не на сто процентов искренен.

(Очень трудно постичь истину, ведь в человеческом восприятии всегда присутствует доля субъективности. А люди очень разные и склонны смотреть критически — как на себе подобных, так и на тех, кто от них отличается, что приводит к напряжению).

Но если стремление к правосудию присутствует даже в малой степени, оно уже «засчитывается». Так же обстоит дело с милосердием. Любое его проявление уже является милосердием, и его не может «отменить» злодейство и жестокосердие других людей.

Это подтверждает другой мидраш (там же, выше). Творец, намереваясь сотворить человека, показал ангелам праведников, которые произойдут от него, а злодеев не показал (чтобы ангелы приняли сотворение человека). Из этого следует, что даже ради немногих праведников стоило сотворить человека, несмотря на то, что среди его потомков будут и многочисленные злодеи, и просто неправедные люди.

Рав Йерухам из Мира говорил: стоило бы сотворить мир только ради того, чтобы один раз один человек ответил на благословение: «Амен!»

Отсюда понятно, как высоко мы должны ценить каждое доброе дело, сделанное нами или окружающими.

Успехов, Яков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.