Темы: Иштадлут, Запреты, Чудеса, Заповеди, Упование, Молитва, Чувства и разум, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныС добрым! Моя дочь работает в мусахе (авторемонтной мастерской). Один религиозный клиент, отдав машину на осмотр и прохождение теста, предложил дочери помолиться за то, чтобы тест прошёл удачно.
Вопрос: где границы того, за чем можно обращаться к Б-гу, чтобы не нарушить третью из асерет а-диброт (Десяти Заповедей), призывая Его Имя всуе? Видел, как молятся о том, чтобы забить гол, выиграть в лото и проч.
Шалом!
Думаю, что религиозный клиент Вашей дочери предложил это в шутку.
Но, если серьезно, автор книги «Ховот а-левавот» (Шаар аводат а-Шем 6) пишет о том, что существует распространенная ошибка: человек не замечает бесчисленных милостей, которые он постоянно получает от Всевышнего, и полагает, что без своего особого старания он не получит то, что ему положено. Если бы он только смог «снять пелену глупости со своих глаз», то сразу увидел бы, что Творец гораздо лучше него знает, что для него хорошо, а что плохо, и уже давно позаботился о том, чтобы дать ему всё необходимое и в материальном, и в духовном плане.
Так или иначе, согласно букве закона, произнесение имени Всевышнего в молитве не называется «произнесением всуе», то есть не является напрасным. Хотя и существуют богобоязненные люди, которые остерегаются лишний раз произнести имя Б-га даже в своей личной молитве и делают это только в тех молитвах, которые составили для нас наши учителя. Впрочем, в личной молитве всегда можно употребить не Имя, а замещающее слово, такое, как «Всевышний», «Творец» или «а-Шем».
И, может быть, это даже хорошо, когда человек просит Б-га обо всем, что ему кажется важным. Так он каждый раз декларирует, что всё в его жизни зависит от Творца.
Исключением является так называемая «напрасная молитва». Например, если жена молящегося беременна и он просит, чтобы родился мальчик, на таком сроке, когда пол ребенка уже определился (см. Шульхан Арух, Орах Хаим 230:1).
Нехорошо так же «диктовать» Всевышнему, что Ему делать, поскольку человек часто не понимает, что для него хорошо, а что нет. Формулировка должна быть более мягкой: «Мне бы хотелось, чтобы Ты мне помог в следующем…», «если Ты считаешь, что для меня так будет лучше…» и так далее.
Нужно также стараться, чтобы просьба была искренней, как сказано (Тэилим 145:18): «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине».
С уважением, Арье Гальчук
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.