Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать, если не могу покаяться перед Творцом от чистого сердца?

Темы: Эмоции, Раскаяние, Сердце

Отложить Отложено

Шалом! Что делать, если не могу покаяться перед Творцом от чистого сердца? Вот сделал я грех. И я осознаю, что сделал плохо, и готов исправиться и взять обязанность это больше не делать! Но сердечного сокрушения так и не было. Значит, я не полностью сделал покаяние. Как добиться этого сердечного сокрушения??

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Судя по Вашим словам, Вы все-таки полностью покаялись. Вы осознаете, что поступили неправильно, и обязуетесь больше так не поступать. Значит, наверное, Вы также сожалеете о содеянном. Если да, то все условия выполнены. Главное — вернуться к Б-гу, а это Вы делаете. Искренне и серьезно, не притворяясь, — а это и есть «от чистого сердца».

Что значит, нет «сердечного сокрушения»? Что у Вас не темнеет в глазах и не вырываются вопли отчаяния? Что Вы не рыдаете, не катаетесь по полу и не пребываете на грани инфаркта (так, чтобы было «сердечное»), а просто искренне сожалеете о содеянном? Думается, что этого вполне достаточно.

Да, по некоторым источникам может сложиться впечатление, что сокрушаться надо «на полную катушку». Но те же источники Вам скажут, что служить Б-гу надо с радостью — даже если естественным образом настроение у Вас не очень. И вообще радоваться жизни. В период между Песахом и Лаг ба-Омером, а также между постами 17 Тамуза и 9 Ава мы не слушаем музыку, но формальный запрет — на танец, который не заповедан (рэкида шель ршут). То есть танец не по случаю праздника, например, свадьбы, а просто так. Так как в «нормальном» состоянии еврей вполне может взять и пуститься в пляс, потому что он по жизни должен быть таким радостным. Ну, или, по крайней мере, после наступления месяца Адар, когда надо увеличивать радость, и до наступления Ава, когда ее надо уменьшать, — почти полгода. А мы с Вами такую радость испытываем? И если нет, то почему?

Возможно, дело в известном феномене «деградации поколений», то есть измельчания людей. В прошлом люди были более «масштабными», полными жизни и энергии. Поэтому и диапазон эмоций у них был более широкий, и чувствовали они острее. У таких людей могли быть великие искушения, но они также могли сердечно сокрушаться — или радоваться.

У нас же всё более «мелко». Мы спокойнее, что имеет свои преимущества, но нам может не хватать того «огня». Однако Б-г поставил каждое поколение на свое место в исторической схеме, значит, Он требует от нас только того, что мы можем.

В самом нашем поколении тоже могут быть более и менее эмоциональные люди. Некоторые действительно рыдают в голос на похоронах или скачут от радости на свадьбах. Но не все. Каждый выражает свои эмоции так, как для него естественно.

Это главное — быть искренним. Чувствовать, но не переигрывать. У кого естественным образом выступают слезы — пожалуйста, но у кого нет, а он искусственно выжимает слезу, у того она, скорее, крокодилова. Б-г прекрасно видит, что у каждого человека внутри, и человеку не стоит беспокоиться о том, как всё выглядит внешне, и пытаться что-то изобразить. Если внутри есть сожаление о содеянном и решимость измениться, то всё в порядке.

Более того, даже если говорить о прошлом, стоит упомянуть сыновей Кораха, поднявшего бунт против Моше и Б-га, и в наказание поглощенного землей. Мудрецы говорят (Раши к Бемидбар 26:11), что его сыновья изначально к нему примкнули, но потом, когда их уже поглощала земля, у них мелькнула мысль о раскаянии. Этого было достаточно, чтобы Б-г остановил их падение и позволил жить дальше. Полностью раскаяться они в то мгновение не могли, но одна только мысль о том, что надо бы, оказалась решающей.

Так что, даже если нет полномасштабного «сердечного сокрушения», а есть только мысль о раскаянии, это уже засчитывается. Как сказал один знакомый мне раввин, достаточно желания раскаяться — или даже «желания пожелать».

Такое желание у Вас явно есть, так что об этом можете не беспокоиться. Главное теперь — действительно обязаться больше не поступать неправильно и стабильно придерживаться нового курса. Это самое трудное. И, если сумеете, Вам гарантировано засчитается полноценное раскаяние.

Успехов Вам в этом и во всех начинаниях в новом году.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Тора и психология. Страхи, которых мы боимся. Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.

Рав Реувен Пятигорский

Как два раввина поссорились

Русскоязычные пенсионеры смотрят на моих детей и отпускают презрительные замечания: «Нарожала…»

Рав Ашер Кушнир

Как реагировать на презрительные реплики «русских пенсионеров» о нашей многодетности? Конечно, это весьма нездоровые люди, но как справиться с неприятным ощущением? Кому есть дело до их мира — мира пустоты, ненависти и эгоизма?

Контролируем негативные эмоции

Фейга Тверски

Проявление негативных эмоций никому не приносит пользы. У тех, кто не умеет бороться с этим, гораздо больше шансов стать несчастными, нежели у сдержанных людей. Хотя бы поэтому стоит попробовать научиться обуздывать вспышки гнева…


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.