Темы: Хашмонаим, Самопожертвование, Ханука, Война, Суббота, Идолопоклонство, Чудеса
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсть ли книга наподобие Свитка Эстер, которая бы описывала события Хануки?
Здравствуйте!
К сожалению, мудрецы времен Второго Храма не оставили нам книги наподобие Свитка Эстер с летописью чудесных событий Хануки. Это связано, прежде всего, с тем, что в тот период уже не было пророчества, поэтому мудрецы не имели права добавлять что-либо к Танаху. Об этом сказано в трактате Мегила: «Свиток Эстер — последняя книга Священного Писания».
Из-за этого нам приходится по крупицам восстанавливать историю праздника с помощью фрагментов поздних мидрашей и далеко не авторитетных источников вроде «Свитка Антиоха». Кстати, «Свиток Антиоха» был написан в эпоху гаонов весьма сомнительным автором и не блещет обилием фактов.
В связи с этим особый интерес вызывает первая Книга Маккавеев. Она, судя по всему, была написана очевидцем тех событий, в память которых установили праздник. Стиль изложения приближен к стилю Танаха, книга насыщена датами и фактами, а планомерное уклонение летописца от прямого использования имени Б-га говорит о том, что автор был ученым евреев (талмид-хахамом) из прушим («фарисеев»): в то время уже действовало постановление, запрещающее использование имени Б-га в записях.
Мы не можем с полной уверенностью полагаться на достоверность книги без прямого подтверждения мудрецов Мишны или Талмуда. Тем не менее, пока она не противоречит напрямую словам наших мудрецов, нет причин сомневаться в том, что в ней изложено. Тем более что благодаря этой книге многие мидраши и высказывания мудрецов становятся для нас яснее.
Например, из книги «наглядно» ясно, как именно евреи-эллинисты боролись с евреями, верными своей религии, и как они пособничали грекам. Из повествования следует, что именно по настоянию евреев-эллинистов Антиох Епифан напал на Иудею, разграбил Храм, превратил Иерусалим в центр греческой культуры и издал жестокие антиеврейские указы.
В связи с этим любопытен эпизод, который описывает самое начало восстания Хашмонаим. Греческие посланцы пришли в город Модиин, чтобы убедить Матитьяу как руководителя подать «правильный пример» и принести жертву эллинским богам на глазах всего народа. В присутствии жителей города всё ещё мирно настроенный Матитьяу заявил, что готов принять смерть, но приносить жертву «богам» не будет.
Но в этот момент на глазах у Матитьяу и всех присутствующих из толпы выскочил еврей-эллинист, взобрался на воздвигнутый алтарь и заколол животное — принес жертву тем силам, которым поклонялись греки. Хотел, так сказать, «отличиться». Матитьяу не выдержал (это был явный хилуль а-Шем — оскверненин имени Б-га!), и убил еврея-идолопоклонника на том же алтаре.
После чего вместе с сыновьями расправился с посланниками и их телохранителями. С этого момента Матитьяу и его сыновья перешли от пассивного противостояния к активным действиям. Так началось восстание Маккавеев. Получается, что первой жертвой восстания был не грек, а эллинизированный еврей…
Еще один интересный факт из этой же книги: жертвенник был обновлен (заново освящен) в то же число, когда греки его осквернили. Т. е. 25 Кислева была принесена первая жертва греческим «богам», а ровно через три года в тот же самый день Хашмонаим очистили Храм и возобновили храмовую службу. Еще один добрый знак, отметивший победу праведных Хашмонаим над нечестивыми греками.
И последний момент. В книге сказано: еще до того, как стало известно о восстании Матитьяу, произошла трагедия, которая также повлияла на ход событий. Евреи, которые хотели продолжать соблюдать Тору и заповеди, ушли из городов и поселились в пещерах Иудейской пустыни. В одной из таких пещер находилось 1000 человек — мужчины, женщины и дети. В одну из суббот пещеру окружили греки.
Евреи не стали сопротивляться и даже не закрыли вход в пещеру. Они сказали: лучше умрем чистыми, но не будем обороняться и нарушать субботу. В результате греки всех перебили. Узнав об этом, Матитьяу объявил, что эти евреи поступили неверно и защищаться нужно всегда, в том числе в субботу и праздники.
На самом деле, позиция евреев, принявших смерть, кажется странной. Ведь всем известен закон: угроза жизни «отодвигает» субботу? Почему же они отказались сопротивляться?
Не все так просто. Не исключено, что здесь была галахическая дилемма. Люди, которые погибли в пещере, считали: раз у них нет шансов победить, то и нет смысла ради этого нарушать субботу. Ведь раз им все равно придётся умереть, то правило «угроза жизни отодвигает субботу» неактуально.
Но Матитьягу полагал, что в более широкой перспективе борьба — даже в безвыходной ситуации — может спасти жизни евреев в будущем. Ведь каждый бой изнуряет и ослабляет противника. И, даже если эта битва заведомо проиграна, все равно, урон, нанесенный противнику в этом бою, может помочь победить в других битвах. И это спасет жизнь других евреев. В этом и был «хидуш» (новое слово) постановления Матитьяу! И, как мы видим, правота Матитьяу стала очевидной: Творец совершил чудо — евреи спаслись и победили в самых безнадежных битвах.
Дай Б-г, чтобы Творец всегда поддерживал нас и посылал чудеса так же, как это было во времена Хануки!
С уважением, Моше Сытин
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Берл Набутовский
Дети Ирода и Мирьям — не Маккавеи?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.