Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что означает заповедь «не испытывать Б-га»?

Темы: Испытание, Рамбам, Заповеди, Вера и упование, Десятина, Маасер, Опасность

Отложить Отложено

Доброго дня! Что значит заповедь «не испытывать Его»? Как это может проявляться в нашей жизни? Спасибо.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

В Торе сказано: «Не испытывайте Господа, Б-га вашего, как испытывали вы в Массе» (Дварим 6:16). Речь идет о грехе евреев на «водах раздора», где они испытывали Всевышнего, требуя у Него воды, как сказано: «И назвал то место Масса (Испытание) и Мерива (Раздор), из-за ссоры сынов Израиля и потому, что они испытывали Б-га, говоря: Есть ли Б-г среди нас или нет?» (Шмот 17:7). То есть, они хотели проверить, действительно ли Б-г готов сотворить для них чудо и дать им воду в пустыне.

Тора запрещает нам «проверять» Всевышнего или ставить наше исполнение заповедей в зависимость от Его помощи. Речь идет о ситуации, когда человек говорит: «Я буду исполнять заповеди и проверю, станет ли мне от этого лучше в жизни, решатся ли мои проблемы и так далее».

Нужно решить раз и навсегда: я служу Б-гу — и будь, что будет, и не ставить Ему условий. Ведь бывает и так, что с людьми случаются несчастья, хотя они преданно служат Всевышнему… Нужно верить, что всё это имеет основания и делается для нашего блага, а настоящая награда ожидает нас в Мире Будущем. (Безусловно, Б-г помогает тем, кто исполняет Его волю, и награждает их и в этом мире. И, всё же, нельзя делать эту награду условием исполнения заповедей). Ведь, если служение Всевышнему зависит от материального благополучия, то, потеряв его, человек может оставить и само служение. Ясно также, что Б-г не будет каждый раз и каждому человеку «доказывать», что Он награждает тех, кто исполняет Его волю. А жизнь человека, исполняющего заповеди, постепенно чаще всего изменяется к лучшему, надо только запастись терпением.

Тем не менее, из этого правила есть исключение. Сказано в Книге пророка Малахи (3:10): «Принесите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; и испытайте Меня этим, сказал Господь Цваот: не открою ли вам окна небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» Иными словами, Б-г разрешает нам проверить Его: отделить десятину и ждать, что Он пошлет нам Свое благословение. Десятина (маасэр) — это десятая часть урожая, которую отдавали левитам — людям, занимающимся на постоянной основе изучением Торы и служением Всевышнему.

Это же разрешение «испытывать» Всевышнего относится, по многим мнениям, и к ситуации, когда человек отделяет десятую часть дохода. Ее принято отдавать сегодня на различные благотворительные цели, например, на поддержку изучающим Тору (Аhават Хесед, глава 18) или даже просто на помощь бедным, см. Шульхан Арух, Йорэ Дэа, 247:4 в примечании Рамо.

Интересно, что Мальбим (в своем комментарии к книге Малахи) полагает: эти слова пророка вовсе не противоречат тому, что сказано в Торе. Поскольку Всевышний Сам обещает нам такую награду и разрешает в данном случае «испытывать» Его, такое «испытание», «проверка» уже не является выражением недоверия к Всевышнему. Наоборот, оно выражает нашу веру Ему.

В любом случае, всегда можно сказать так: «У меня есть один вопрос, в котором мне очень нужна Твоя помощь. Я готов сделать какое-то доброе дело (например, пожертвовать определенную сумму на благотворительность), и, пожалуйста, помоги мне ради этой заслуги решить этот вопрос. Может случиться и так, что Ты не исполнишь мою просьбу. Значит, Ты посчитал, что так будет лучше. Я не буду на Тебя в обиде». Мудрецы называют человека, который так поступает, «настоящим праведником» (см. Псахим 8а; Бава Батра 10 б).

Я написал Вам, как понимают этот запрет многие ришоним (ранние комментаторы Талмуда; такие как Смаг, Смак, автор СеферЙерэим — раби Элиэзер из Меца, Франция, 12 в. — и другие). Однако, согласно мнению Рамбама, здесь речь идет о запрете «испытывать» истинного пророка. Запрещено не доверять ему и не слушаться того, что он говорит от имени Б-га, требуя от него каждый раз всё новых и новых доказательств его пророческого дара (см. Книгу Заповедей, 64-ый запрет, Законы основ Торы 10:5 — см. в конце публикации).

Комментаторы приводят еще одно интересное объяснение, что значит «испытывать Б-га» (см., например, комментарий Радака к книге Шмуэль I 16:2). Согласно этому объяснению, запрещено сознательно подвергать себя опасности, полагаясь на помощь Всевышнего. Иными словами, там, где существует реальная опасность, нельзя полагаться на чудо, а нужно приложить все усилия, чтобы этой опасности избежать. Думаю, что и в таком смысле этот запрет актуален для нашей жизни.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.