Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если трагедия Чернобыля — это возмездие, то кому и за что?

Темы: Смысл творения, Цель творения, Страдания, Награда и наказание, Смысл жизни, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом. Недавно я посмотрел художественный фильм «Чернобыль» и был очень взволнован. Факты, которые я узнал, меня очень потрясли, мир был на грани катастрофы, и то, что она не произошла, настоящее чудо. Но всё это как будто прошло незамеченным для большинства людей.

Во время просмотра у меня возник вопрос. Всё, что происходит в мире, связано с тем, как евреи служат Всевышнему. Но, по-моему, последние десятилетия прошлого века в еврейском мире происходили изменения в лучшую сторону. И вот, когда я смотрел заключительную серию, в ней вскользь упомянули, что на земле, где сейчас находится Чернобыль, раньше были поселения поляков и евреев и что поляки устроили погромы евреям. Можно предположить, что это возмездие, но ведь больше пострадали украинцы, чем поляки. И все это произошло в Шаббат!

Простите, я задаю вопрос, на который знает ответ только Б-г. Всё же, возможно, вам больше известно о причинах случившейся трагедии. Даниэль

P. S.: Спасибо за предыдущие ответы.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Даниэль!

Вы правы: точный ответ на Ваш вопрос знает только Б-г.

Что касается еврейских погромов в прошлом: насчет поляков не знаю хотя польским евреям в течение истории определенно было на что жаловаться. Но судьба евреев Чернобыля, насколько мне известно, была аналогична судьбе других многочисленных еврейских общин Украины. В 17-ом веке их громили казаки, в 1905 г. они же вместе с черносотенцами, в Гражданскую войну тогдашние бандитские группировки. Наконец, в Холокост евреи были полностью истреблены нацистами, которым обычно активно помогали местные. Так что авария на реакторе определенно была не первым печальным событием, произошедшим в этом месте, и, если снимать фильмы о предыдущих, они тоже получатся душераздирающими.

Но то, что Вы пишете, верно по существу: в аварии, уже в 1986 г., скорее всего, пострадали в основном не те люди, что изначально громили евреев. Да и если бы так Б-г решал поступать с каждым населенным пунктом, где когда-то били евреев, то пришлось бы устраивать очень много Чернобылей по всей Украине, а также в других европейских странах. Достаточно почитать еврейскую историю вообще и историю Холокоста в частности.

С другой стороны, в японском эквиваленте Чернобыля Фукусиме, ну и, наконец, в Хиросиме трудно предположить, что кто-то когда-то громил евреев.

Так что вряд ли в этом дело.

Я понимаю, что Вы под впечатлением недавнего фильма о конкретной трагедии. Но, по правде говоря, много на свете происходит катастроф и стихийных бедствий, и каждый раз невозможно постичь, почему Б-г поразил тех или иных людей. Почему было цунами не только в Фукусиме, но и еще более разрушительное в регионе Индийского океана в конце 2004 г., жертвами которого стало около 250000 людей из разных стран? Почему столько людей гибнет в автокатастрофах во всем мире? А еще больше от болезней? Ведь именно они на самом деле являются главными убийцами, если поинтересоваться статистикой. Просто это не «новости», поэтому об этом не делают репортажи и фильмы. Иначе картина мира перед нами раскрылась бы совсем другая. (О войнах и терактах более «громких», но на самом деле сравнительно не столь частых не говорю, хотя, если посмотреть документальный фильм, скажем, об 11 сентября, то вполне могут возникнуть аналогичные чувства и вопросы).

Поэтому на самом деле вопрос тут общий и известный: почему Б-г допускает все эти беды и страдания?

На эту тему написано много, и исчерпывающий ответ мы узнать и постичь не в состоянии. Но один из аспектов ответа: страдание существует в мире потому, что любая человеческая деятельность направлена на то, чтобы кому-то помочь и что-то исправить. То есть на совершенствование мира. Который поэтому должен быть несовершенным. Если бы не было на свете бед и всё было бы идеально, людям просто нечего было бы делать. И их жизнь потеряла бы смысл.

Если бы не было болезней, не нужны были бы врачи, а если бы не было катастроф, не нужны были бы спасатели. И не только подобные профессии, но и практически каждая существует только потому, что в мире надо устранить какой-то недостаток. Потому что цель существования мира не чтобы жизнь была хорошей, а чтобы люди были хорошими и так зарабатывали награду в Будущем мире. Все существующие проблемы и беды дают людям возможность их решать, помогать другим и так становиться достойными и зарабатывать свою награду.

Поэтому и упомянутый Вами принцип всё происходящее в мире связано с тем, как евреи служат Всевышнему, следует понимать в этом духе. Он не означает, что соблюдение евреями заповедей спасает мир от всех бед и обеспечивает полное счастье. Этого, как видим, не происходит но и не должно происходить, ведь, как сказано, жизнь в таком мире на самом деле была бы не счастливой, а бессмысленной. Скорее, выполнение евреями заповедей следует сравнить с трудом тех же врачей и спасателей: живя в мире, в котором ЕСТЬ болезни и беды, они в каждом случае помогают конкретным людям, спасают их от беды, облегчают им участь. Болезни и беды случаются, но приходят спасатели и врачи, и помогают и евреи тоже могут помочь своим служением.

И в этом действительно состоит урок, который следует извлекать из подобных событий нам, религиозным евреям: в мире столько трагедий и страданий, а мы своим служением можем облегчить участь тех, кто страдает. Как именно и кому именно не знаем, но можем. Чем лучше служим Б-гу, тем меньше трагедий, тем меньше пострадавших в каждой трагедии, которая все-таки произошла, и тем легче участь тех, кто все-таки пострадал. Поэтому, увидев подобный фильм и ужаснувшись, постараемся стать лучше, чтобы меньше было в мире страданий.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.