Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему банан считается «плодом земли», он же растет на дереве?

Темы: Благословение на еду

Отложить Отложено

Вопрос: почему на банан произносят благословение «при а-адама» («плод земли»)?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Все мы привыкли считать, что бананы растут на пальмах и являются такими же «полноценными» фруктами, как яблоки, апельсины и т.д. Но на самом деле это не так. Согласно ботанической классификации, банан — это ягода, а банановая пальма — это многолетняя трава. С точки зрения Галахи (еврейского Закона), банан — это овощ и благословение, которое на него произносят, — «борэ при а-адама» («Благословен… Создающий плод земли»). Почему банан — овощ? Потому, что его стебли плодоносят только один раз, после чего отмирают.

Бананы растут так: из массивного корневища вырастает несколько стеблестволов с широкими листьями, длина стволов может достигать 10 метров. Под корой мощного ствола — мягкая структура, состоящая почти на 90% из воды. Толстое дерево можно срубить одним взмахом ножа. Во время цветения из каждого стеблествола прорастает длинный цветонос, похожий на хобот, на котором образуется гроздь бананов весом около 20-30 кг. После того, как гроздь срезают, ствол засыхает и отмирает. Больше плодов он не дает. Зато из корневища вырастает другой молодой стебель, на котором в будущем вырастет новая гроздь.

Как мы видим, банан обладает свойствами и многолетнего, и однолетнего растения: корневище многолетнее, а ствол однолетний и плодоносит только один раз.

А теперь давайте разберемся, что должно быть многолетним по Галахе: корневища или стебли?

В Шульхан Арухе приводится два основных признака фруктового дерева, на плоды которого произносят «Борэ при а-эц» («Благословен… Создающий плод дерева»):

  1. У растения есть ствол, от которого отходят ветви, а на них — листья и плоды[1].
  2. Растение является многолетним.

Можно сказать, что первому критерию банановое дерево удовлетворяет — у него есть ствол. Но удовлетворяет ли оно второму критерию, существует спор. Раби Ицхак (см. Тур, Орах Хаим 203) считает, что растение, у которого многолетнее только корневище, а стебли однолетние, не является деревом, поэтому на его плоды следует произносить «Борэ при а-адама». А Рош считает, что такое растение является деревом и на него следует произносить «Борэ при а-эц». В конечном счете, Шульхан Арух постановляет (203:3), что благословение на бананы — «Борэ при а-адама».

Однако, несмотря на, казалось бы, ясное постановления Шульхан Аруха, споры, к какой категории отнести банановое дерево, не утихли. Некоторые законодатели (раби Авраам-Хаим Наэ, «Кцот а-Шульхан» 49:30, «Шульхан Арух а-Рав» 6:66 и др.) считают, что банан — это «сафэк», т.е. остается сомнение, дерево это или нет, а постановление Шульхан Аруха основано на принципе, согласно которому в случае сомнения следует предпочесть более общее благословение более частному. В данном случае «Борэ при а-адама» является более общим благословением, т.к. плоды дерева, в конечном счете, являются и плодами земли — ведь дерево растет на земле. Согласно мнению этих законодателей, если человек случайно произнес на банан благословение «Борэ при а-эц», то поправляться и произносить благословение «Борэ при а-адама» не надо.

Однако другие законодатели считают, что постановление Шульхан Аруха основано не на галахическом принципе, а на однозначном отнесении бананового дерева к определенной категории, поэтому, если человек случайно произнес «Борэ при а-эц» перед тем, как есть банан, то надо исправить ошибку и произнести «Борэ при а-адама». Также, согласно этому мнению, на банан не распространяются законы «Орла» (см. «Вэ-зот а-браха», «Берур Галаха» 31:2 от имения рава Элияшива и «Ор лэ-Цийон»).

В любом случае, как мы уже сказали выше, изначально на банан нужно произносить благословение «Борэ при а-адама», поскольку с точки зрения Галахи банан — это скорее овощ, чем фрукт.

С уважением, Моше Сытин


[1] Важно уточнить, что по Галахе не имеет значения, какова толщина ствола, его высота и прочность, главное — чтобы от ствола отходили ветви с плодами и растение плодоносило в течение нескольких лет. Поэтому виноград считается деревом, хотя лоза нуждается в опоре. Многолетние кустарники также считаются деревьями.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.