Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Красное море расступилось благодаря сильнейшему землетрясению и цунами?

Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Чудеса, История, Исход из Египта

Отложить Отложено

Добрый день. На странице Толдот в ОК в публикации об исходе из Египта пользователь прокомментировал следующее:

«Это явление подтвердили учёные, определившие время исхода евреев из Египта, сопоставив его с сильнейшим землетрясением в том районе, которое сопровождалось тектоническими подвижками земных пластов. В то же время в Красном море возникло цунами, по предположению учёных вода ушла от берегов — предположительно, на десятки км. Это и был момент, когда отлив помог евреям пройти. В результате появился Эйлатский залив и ландшафт, который мы видим, подъезжая к Эйлату. Вот это и были библейские сюжеты, описанные в Торе».

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Это правда, что, пытаясь прояснить историческую достоверность описанных в Торе событий, ученые выдвинули разные версии о том, что произошло, проверив которые, они заключили, что такое могло быть.

Упомянутая Вами версия — не единственная, их целый ряд. Например, описание Синайского откровения в Торе приводит ученых к версии об извержения вулкана, что неудивительно. Правда, оговариваются они, тот регион не является вулканической зоной. С извержением вулкана пытаются также связать облачный столп, ведший евреев по пустыне. За рассечение вод Красного моря, по одной из версий, было ответственно не цунами, а ураган — ведь и Тора говорит, что всю ночь дул ветер (Шмот 14:21).

В то же время, ни одна версия не объясняет все идеальным образом. И, после всего сказанного и всех предложенных версий, согласия среди историков о том, что именно это было — и было ли вообще, нет. Для нас это проблема?

Нет.

Во-первых, полная «научная», «математическая» уверенность в истинности событий Исхода стала бы, по сути, равноценной «научному» доказательству существования Б-га и истинности Торы. А это, в свою очередь, во многом лишило бы нас свободы выбора.

Если точно известно, что Б-г есть и что все слова Торы — истина, то за выполнение заповедей нас точно ждет награда, а за нарушение — наказание. И тогда мы станем выполнять заповеди не столько от чистого сердца, сколько из жадности и страха — желая получить награду и избежать наказания. А Б-г хочет, чтобы мы служили Ему, делали в жизни добро и воздерживались от зла искренне, потому что это хорошо, а не потому, что нам заплатят. Поэтому полное и неопровержимое доказательство истинности Торы не пошло бы нам на пользу.

И потому описанные в Торе события, с точки зрения ученых, окутаны туманом, и неясно, что тогда было на самом деле. И судить об истинности Торы и существовании Б-га нам дано лишь по косвенным признакам. Которые вполне могут привести не просто к «вере» на слово, а к убеждению, что Б-г существует, а евреи являются Его избранным народом.

И это убеждение вовсе не зависит от подтверждения каких-либо открытых чудес, совершенных Б-гом. Наш праотец Авраам открыл для себя Б-га, не видя никаких таких чудес, а наблюдая обыкновенный восход и закат солнца, его чередование на небе с луной. Взглянув на этот мир с его «законами природы» свежим взглядом, он увидел за всем этим Творца. При желании можно не увидеть, но можно и увидеть, и поразиться грандиозностью творения. Тем, как «законы природы» — и общества, и всего на свете — удивительным образом гармоничны и организованы.

Отсюда — во-вторых: даже если допустить, что было какое-то природное явление, вызвавшее описанные Торой чудеса, то оно ведь произошло по воле Б-га. Как происходят по Его воле все природные явления, будь то извержение вулкана, цунами или ураган. Более того, если предположить, что именно подобное явление стало причиной, скажем, рассечения Красного моря, то возникает вопрос: как-то очень вовремя оно произошло, в самый подходящий момент. Именно тогда, когда к морю подошли евреи, преследуемые египтянами, и им больше некуда было идти, кроме как в море. А вновь сомкнулись воды именно тогда и так, что евреи — все до одного — выбрались, а последовавшие за ними египтяне утонули. Какое умное и ловкое цунами! Да и филосемитское! Или, может быть, Кто-то его так организовал?

А вот, кстати, еще одно явление, на которое намекает Тора (Бемидбар 21:15) и о котором говорят мудрецы (Раши, там же). Когда еврейский народ на своем пути к Земле Израиля проходил по ущелью реки Арнон, в скалах над ущельем спрятались эмореи, которые собирались поразить евреев сверху стрелами и камнями. Но когда евреи приблизились, Земля Израиля «содрогнулась, как служанка, выходящая навстречу господину». В результате скалы над ущельем Арнона сошлись, и в пещеру, где скрывались эмореи, вошли выступы скалы с другой стороны ущелья — и раздавили их.

Здесь тоже соблазнительно объяснить то, что Земля Израиля «содрогнулась, как служанка», обычным землетрясением — как раз в этом регионе такое иногда бывает. Но прямо в нужный момент, и так, чтобы скалы сдвинулись именно таким образом и превентивно раздавили врагов евреев… Опять же, очень умное и филосемитское землетрясение. Так что в любом случае за этим явно Кто-то стоит.

Кому мы и будем благодарны, и продолжим Ему служить.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.