Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иврит, Ришоним, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Йеуда бар Давид Ибн Хаюдж (ок. 4705 /945/ — ок. 4760 /1000/ гг.) — выдающийся исследователь языка Писания.
Родился в марокканском городе Фесе.
В 4720 /960/ году переселился в Кордову, столицу Андалусии, где стал сотрудником и последователем р. Менахема ибн Сарука (см.). Когда разгорелась ожесточенная дискуссия вокруг составленного Ибн Саруком толкового словаря Махберет, Ибн Хаюдж написал «Ответ Дунашу бен Лабрату», а также выпустил в свет особый трактат Сефер аникуд, убедительно обосновав трактовку слов Торы в словаре своего учителя.
Развивая идеи Ибн Сарука, Ибн Хаюдж в дальнейших своих исследованиях сосредоточил внимание на анализе корневых основ слов Торы: именно ему принадлежит концепция, объясняющая все глагольные формы святого языка в системе трехбуквенных корней. Ибн Хаюдж посвятил специальные труды анализу нестандартных корней — с беглыми или удвоенными согласными. Написанные по-арабски, его труды были сразу же переведены на иврит и стали доступны знатокам Торы во Франции и Германии. Все последующие комментаторы Писания — и в самой Испании, и в Центральной Европе — опирались на его лингвистические открытия.
Учеником Ибн Хаюджа был р. Шмуэль Анагид (см.), глава следующего поколения мудрецов Торы.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.