Темы: Антисемитизм, Ришоним, Броха Губерман, Тосафот
Раби Ицхак бен р. Шмуэль сотни раз упоминается в комментариях Баалей Тосафот под именем Ри или Ри а-Закен. Он был крупнейшим комментатором Талмуда XII века и являлся учителем почти всех следующих поколений комментаторов.
Раби Ицхак бен р. Шмуэль - правнук Раши, внук одного из лучших учеников Раши раби Меира, племянник рабейну Тама, Рашбама и раби Ицхака бен р. Меира (Рибама). Так как раби Меир, дед Ри, был зятем Раши и жил в Рамерю, то и Ицхaк провел там юность. Тут он учился под руководством своего дяди, рабейну Тама, после отъезда которого в Труа стал во главе его ешивы. Оттуда Ри переписывался со своим учителем.
Позднее раби Ицхак бен р. Шмуэль поселился в Дампьере и открыл там собственную ешиву. Ри с такой легкостью объяснял слушателям талмудические дискуссии, что они их усваивали, как занимательные рассказы. Рассказывают, что в его ешиве училось 60 выдающихся учеников, каждый из которых знал наизусть один из трактатов Талмуда. Когда они занимались под руководством учителя, то могли цитировать весь Талмуд по памяти.
Ри был лидером своего поколения. Составленные им тосафот (дополнения) завершают комментарий Раши к Талмуду. Ри издал тосафот к талмудическому комментарию Раши под заглавием "Тосафот яшаним" ("Старые Тосафот").
Тем самым он положил основание колоссальному сборнику Тосафот, который впоследствии подвергся переработке и дополнению.
Ри цитируется почти на каждой странице Тосафот. Природная острота ума давала ему возможность разобрать мнимые противоречия и путем сравнения различных мест Талмуда проявить его несравненную глубину. Противоречия эти, объясняли он, только кажущиеся, а тот, кто от поверхностного чтения переходит к углубленному изучению, видит единый замысел толкований мудрецов в разных трактатах Талмуда.
Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны. Пояснения комментаторов показывают нам путь к пониманию Талмуда.
В комментариях Баалей Тосафот к Талмуду упоминается имя раби Эльханана, сына Ри. Раби Эльханан освятил Имя Вс-вышнего и трагически погиб еще при жизни своего отца.
У раби Ицхака было много друзей и учеников. Среди них выделялись раби Яаков из Орланша (Орлеана), растерзанный обезумевшей чернью во время коронования английского короля Ричарда, и раби Шимшон из Шанца, составивший комментарии к Мишне. Вместе с тремястами раввинами из Франции и Англии он в 4971 (1211) году прибыл в Эрец Исраэль.
По данным одних историков Ри умер приблизительно в 1200 году. Другие считают, что он ушел из жизни между 1185 и 1195 годами. С другой стороны, есть основания полагать, что великий мудрец был убит во время гонений Филиппа-Августа II, то есть приблизительно в 1164 году, так как его прозвище "святого учителя" ("Сефер а-трума", §131, 161; Тос. Зеб., 12б, 59б) указывает на его мученическую кончину.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы