Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В четырнадцать лет стал учеником одного из духовных лидеров движения Мусар

Раби Нафтали бар Моше Троп (Агранат; 5631-5690 /1871-1929/ гг.) — выдающийся педагог, один из руководителей радинской «ешивы Хафец Хаима».

Родился тринадцатого нисана 5631 /1871/ в белорусском городе Гродно.

В четырнадцать лет стал учеником одного из духовных лидеров движения Мусар р. Симхи-Зисла ЗиваСабы из Кельма, основавшего в Кельме Бейт аТалмуд — высшую школу для особо одаренных молодых знатоков Торы.

Занимался также в ешиве Телза (Тельшая), возглавляемой р. Элиэзером Гордоном, и в ешиве Слободки — под руководством р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки) и р. Ицхака-Яакова Рабиновича (р. Ицеле Поневежера).

После женитьбы был направлен по инициативе р. Натана-Цви Финкеля в г. Радин, чтобы способствовать сближению «ешивы Хафец Хаима» с движением Мусар.

В 5665 /1905/ году Хафец Хаим, которому к тому времени уже было около семидесяти лет, назначил р. Тропа ведущим преподавателем в своей ешиве.

Р. Троп был очень близок к ученикам; с наиболее способными из них он учился в хавруте (паре), чтобы помочь каждому из них реализовать свой духовный потенциал. Бывало, что во время урока кто-нибудь из учеников задавал сложнейший вопрос, на который р. Троп не мог ответить сразу, — в таких случаях он занимался на протяжении всей ночи и, как только находил решение проблемы, бежал в общежитие к юноше, задавшему вопрос. Свою поспешность он объяснял так: «Я обязан быть милосердным к ученику — ведь и он, наверняка, не спит всю ночь, мучаясь над этой проблемой. Так, нельзя заставлять его страдать ни одной лишней минуты!» (Гдолей адорот).

С началом первой мировой войны, когда линия фронта подошла к Радину, р. Троп вместе с Хафец Хаимом и большой частью учеников отправился в глубь России. К зиме 5675 /1915/ года они временно обосновались в г. Смолевичах, возле Минска, а затем отступили вслед за русскими войсками до Могилева. В годы Гражданской войны ешива обосновалась в украинском городке Сновске, возле Чернигова, где еврейские беженцы пережили нападения различных банд, голод, эпидемии и разруху. В 5681 /1921/ году им удалось возвратиться в Радин, ставший к этому времени частью независимого польского государства. В послевоенные годы ешива, руководство которой целиком легло на плечи р. Тропа, вновь пережила период расцвета и приобрела статус одного из самых авторитетных центров еврейского воспитания.

Как и Хафец Хаим, р. Троп прославился своим гостеприимством — в его доме постоянно ночевали странники и паломники, посещавшие Радин. Однажды одному из гостей не хватило в доме кровати, и дочь р. Тропа дала ему деньги на ночлег в городской гостинице. Узнав об этом, р. Троп с возмущением спросил у дочери: «А почему ты сама не пошла ночевать в гостиницу?! Потому что знаешь, что здесь твой дом! Но ты должна понимать, что дом всех неимущих и бедняков — тоже здесь. И ни у кого из членов нашей семьи нет преимущественного права перед гостями» (Гдолей адорот). В другой раз, когда одному из нищих странников не хватило места в доме, р. Троп сам отправился разыскивать его по ночному городу — извинился перед ним и устроил ночевать в своей комнате (там же).

Однажды он пригласил к себе на ночлег известного вора, оказавшегося проездом в Радине, — р. Троп не пожалел никаких усилий, чтобы сделать пребывание этого гостя под его кровом максимально комфортабельным и приятным. На вопрос домочадцев, почему он уделяет столько внимания «этому подозрительному типу», р. Троп ответил: «В Торе сказано, что вор обязан возвратить украденное, а в ряде случаев также заплатить штраф. Но где написано, что на него не распространяются законы гостеприимства?! Разве он не еврей?! Разве он не человек, такой же, как мы — ведь наш праотец Авраам оказывал гостеприимство даже арабам! Другое дело, что он может украсть что-нибудь из домашней утвари. Поэтому-то я и уделил ему столько времени и не отходил от него ни на шаг — чтобы не дать ему оступиться» (там же).

Р. Нафтали Троп умер от кровоизлияния в мозг на исходе праздника Рош ашана 5690 /1929/ года, не дожив до своего шестидесятилетия.

Когда он лежал на смертном одре, ученики ешивы обходили город и призывали евреев пожертвовать частички своих жизней, чтобы глава ешивы не умер. Один давал день, другой — месяц, третий — полгода, однако приговор Небесного Суда уже был «подписан и запечатан» (там же).

Во главе радинской ешивы р. Тропа сменил его зять р. Барух-Йосеф Файвелзон (умер в 5693 /1933/ г.), а затем — сын р. Авраам-Хаим Троп.

Уроки р. Нафтали Тропа, записанные его учениками, были изданы под названием Хидушей Агранат (Открытия Аграната /Агранат — аббревиатура слов Агаон Рабейну Нафтали Троп/). В 5749 /1989/ году вышло в свет значительно расширенное и дополненное издание этой книги.

С разрешения издательства Швут Ами

 

Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.