Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: География ТаНаХа, Земля Израиля, Ришоним, Алия, Испания, Рав Александр Кац
Раби Иштори бар Моше Апархи (5040-ок. 5115 /1280-ок.1355/ гг.) — выдающийся исследователь Земли Израиля.
Детство и юность провел в Провансе. Изучал Тору, а также медицину и астрономию.
В 5066 /1306/ году, когда евреи были изгнаны из Франции, переселился в г. Перпиньян, на самой границе с Испанией, а затем в Барселону и, наконец, в Толедо. Здесь учился у Роша, одного из духовных лидеров поколения.
В 5073 /1313/ году совершил «восхождение» в Землю Израиля. Изучал Тору в Иерусалиме, впоследствии поселился в Бет-Шеане и имел там обширную врачебную практику. Побывал во всех уголках святой земли, в течение пяти лет исследовал Галилею.
Результаты своих наблюдений р. Иштори обобщил в книге Кафтор ваферах (Шар и цветок), посвященной географии и истории святой земли. Автор описывает старинные города и различные ландшафты, рассказывает о жизни еврейских общин. Ему удалось опознать около ста восьмидесяти мест, упомянутых в Танахе и Талмуде. Р. Иштори исходил из предположения, что еврейские названия географических объектов сохранились — пусть и в несколько искаженном виде — в современных ему арабских названиях (позднее этот принцип был подтвержден данными раскопок, и по сей день исследователи опираются на идентификацию, предложенную в книге Кафтор ваферах). Он также идентифицировал множество растений, названных в Писании. Кроме того, р. Иштари осуществил привязку к местности рубежей Земли Израиля, указанных в Танахе и в книгах законоучителей.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.