Из цикла «Хроника поколений», темы: Александр Кац, Книга Судей, Моав
Эуд бен Гера (אהוד; умер в 2636 г. /1124 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.
Принадлежал к колену Биньямина (Шофтим 3:15).
Учился у верховного судьи Отниэля бен Кеназа (см.) (Раши, Авот 1:1).
После смерти Отниэля, последовавшей в 2556 году /1204 г. до н.э./, Эуд начал судить сынов Израиля вместо него (Седер адорот). Занимался изучением Торы (Танхума, Ваехи 14; Ялкут Шимони, Шофтим 3, 42).
В эти годы евреи вновь отступили от заповедей Торы, и вскоре в их пределы вторглось объединенное войско моавитян, аммонитян и амалекитян, возглавляемое царем Моава — Эглоном, который обложил сынов Израиля данью и властвовал над ними в течение 18 лет (Шофтим 3:12—14, Ральбаг).
И лишь когда под гнетом иноземцев народ возопил к Творцу, Эуд сумел поднять восстание и спасти страну. Вначале он направился в Иерихон к царю Эглону с дарами, имея при себе надежно спрятанный клинок. Вручив дары, Эуд сказал царю, что имеет для него тайное сообщение. Эглон отослал слуг, и когда они остались вдвоем, Эуд сказал: «Тайное сообщение заключается в том, что Владыка мира повелел мне взять острый клинок и вонзить в твое чрево!» — и заколол царя. Скрывшись из дворца благодаря густому туману и темноте, он переждал ночь в лесу, а утром вострубил в шофар, подняв народ на войну, в ходе которой обезглавленное войско моавитян было разгромлено (Шофтим 3:15—30; Берешит раба 99:3; Праким бетолдот Исраэль ч. 2, с. 493).
Эуд судил народ Израиля около восьмидесяти лет; он умер в 2636 году /1124 гг. до н.э./ (Шофтим 3:30-4:1; Седер олам раба 12; Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.