Темы: Воспитание детей, Женщина, Ита Минкина, Забота о себе, Внутренний мир
Шалом, Ита! Может, мой вопрос напоминает анекдот… но меня дразнит соседская девочка. Однажды мы выходили из подъезда, и она показала язык моей дочке (ей 4). Я ей сказала, что она некрасиво сделала, а она начала ходить за мной хвостом по двору и кричать: «Правда, это красиво!» Я спросила её, из какой она квартиры, и она сказала вымышленный номер. Когда она ко мне пристала, я повернулась к ней спиной и сделала вид, что её не слышу… А сегодня она встретила меня на лестнице (она была с подружками), заулыбалась ехидно и начала кричать: «Правда, это красиво!» Три раза повторила. Я сделала вид, типа, её нет. Один раз я могла, правда, поговорить с её мамой, что-то типа: простите, если я обидела вашу дочь, вот она почему-то злится на меня… но постеснялась. Может, правда, стоит это сделать, если увижу её еще раз вместе с мамой. У меня иврит, конечно, не очень, но я думаю, что смогу поговорить. Девочке лет 7, она была в школьной форме. И не так сложно выяснить, из какой она квартиры. Кстати на старой квартире тоже была девочка, которая показывала мне язык через окно, почему — для меня загадка. Я ей ничего плохого не делала. Хотя она на меня почему-то смотрела как на врага, встречая во дворе. N.
Здравствуйте, уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос.
Хотя Вы называете его анекдотичным, к сожалению, не так уж мало людей сталкивается с такой ситуацией, и обычно это — люди деликатные и ранимые. Дело в том, что дети очень чувствительны к взрослым людям и выражению их лиц… И те дети, которые не получили должного воспитания, третируют не только детей но и взрослых.
Вы правильно делаете, что показываете, будто ее не слышите. Но дело в том, что часто на лице написано то, что человек не хотел бы показывать, а дети (и шпана) умеют читать лица безо всякого труда. Поэтому самое первое — когда Вы ее увидите в следующий раз, сделайте совершенно каменное, непробиваемое лицо. Вы увидите, что она начнет заглядывать Вам в лицо с интересом, пытаясь понять, что с Вами происходит. Проходите мимо нее с каменным выражением, что бы она ни говорила.
Надо понять, почему такое поведение ребенка так Вас задевает. Видимо, внутри Вы думаете, что такая маленькая девочка может сделать или не сделать что-то, что обидит Вас. Часто мы свое самоуважение как будто отдаем в руки детям, и если они с ним недостаточно бережно обращаются, наше самоуважение как будто падает… Нет-нет, никогда не отдавайте свое самоуважение в чьи-то руки. Вы — взрослый, прекрасный, уважаемый, талантливый, умный, восхитительный человек, и уважение к Вам не зависит от того, что одна маленькая глупая девочка сказала или не сказала.
Для того чтобы Вам было это легче почувствовать, представьте себя (когда Вы дома), что Вы — очень большая, величиной с дом, например. А она — девочка величиной со спичечный коробок. Теперь представьте, что Вы идете по улице и она там, где-то внизу, на уровне муравья показывает Вам язык или что-то кричит. Да Вас же смех разберет — до чего это нелепо и вызывает жалость!..
И не придет в голову обижаться на нее. Потому что обижаться можно на кого-то, равного нам по уровню, или на кого-то выше. Но обижаться на кого-то, кто ниже нас по уровню? Пожалеть можно, посмеяться можно… Можно не обратить внимания. Никто ведь не обижается на маленькую собачку, если она лает или показывает язык… Может, ей жарко?))
Мы, с высоты своей взрослости, понимаем, что нормальный хорошо воспитанный ребенок никогда не будет вести себя так по отношению к взрослому человеку. Значит, что-то в жизни этой девочки не очень ладно… Может, ее кто-то обижает (дома или в классе) и она, обижая других, пытается это компенсировать — «Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!». Либо ей скучно до колик, либо никому до нее особо дела нет и некому заняться ее воспитанием и проявить к ней каплю внимания, вот она и ищет его у другого взрослого, у которого заметила на лице признаки доброты и мягкости, но ищет самым неприятным способом, потому что другого она не знает.
Есть дети, эмоциональный голод которых так силен, что они просто «раскалываются», когда к ним обращаются с вниманием и интересом. Такого ребенка можно спросить (как бы в шутку, дружелюбно): «А ты как считаешь? Я считаю, что есть другие, лучшие способы познакомиться, чем показывать язык. Например, ходить в гости. Спорим, что делать уроки в гостях намного лучше, чем дома?»
Вы думаете, не обратиться ли к маме. Это хорошая идея, но не всегда помогает. Часто родители таких детей сами не имеют на них управы, а может, и не желают этого… И это очень грустно, конечно…
Во всяком случае, если чужой ребенок так ведет себя в присутствии Вашей дочери, надо ей сказать: «Как жаль! Какая бедная девочка! Никто ее не воспитывает… Она даже еще не умеет себя правильно вести с взрослыми… Бедная… бедная девочка…»
С уважением и с пожеланием, чтобы в преддверии Пурима все неприятное превратилось в приятное, чтобы такие случаи, когда они происходят, напоминали, что ценность личности — абсолютная, Б-жественная и нисколько не зависит от маленьких невоспитанных девочек…
Ваша Ита
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.