Темы: Еврейская женщина, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе, Внутренний мир
Добрый день, уважаемый рав/раббанит! Я уверена, что мой вопрос мучает очень многих современных женщин. На вашем сайте я уже прочитала много разных ответов на него, но все равно не могу успокоиться. И, наверное, из-за этого, хотя мне уже 35, семейная жизнь до сих пор не сложилась. Я не могу с радостью принять, что женщина вторична мужчине, что она — второй пол.
На вашем сайте объясняется: мужчина — форма, женщина — материя, мужчина — лидер, женщина — ведомая, мужчина дает, женщина принимает, мужчина может иметь много жен, а женщина не может иметь много мужей. После этого вы пишете, что быть женщиной не хуже, чем быть мужчиной, и что Бог равно любит обоих. Но много женщин хотят быть мужчиной, а вот наоборот ситуаций не наблюдается.
Мой первый вопрос. С этой женской вторичностью просто надо смириться? Как, например, с физическим недостатком? Просто не повезло родиться женщиной?
Второй вопрос: женщина проявляет все эти качества младшей только по отношению к своему мужу или по отношению к любому мужчине? Любая женщина вторична по отношению к любому мужчине?
Третий вопрос: на вашем сайте есть несколько материалов про переселение душ, у рава Ефима Свирского проскальзывает тема, что одна и та же душа рождается то в теле женщины, то в теле мужчины. Значит, в любой душе есть и мужское и женское начала. Но в других уроках говорится, что даже душа женщины иная по своей природе. Что это за такая особенная женская душа? Как быть женщиной и радоваться от этого? Куда девать свои мужские качества характера? Огромное спасибо за ваши ответы! Очень надеюсь, что получу ответ и в этот раз. Спасибо! В.
Уважаемая В.!
Очень жаль, что Ваша личная жизнь пока не сложилась и что Вы недовольны «вторичностью» женщины. Но мне кажется, этот вопрос мучает Вас именно из-за того, что Вы до сих пор не встретили по-настоящему близкого человека, рядом с которым Вам было бы все равно, кто «первый», а кто «второй», и поэтому не смогли полностью реализовать свою женскую сущность. Желаю Вам поскорее встретить такого человека и почувствовать себя счастливой женщиной.
Не могу согласиться с Вашим заявлением, что «много женщин хотят быть мужчиной, а вот наоборот ситуаций не наблюдается». Насколько мне известно, многие из тех, кто сменил пол вопреки желанию Всевышнего и своей природе, — мужчины. Они стали женщинами! В то же время в наших кругах — среди евреев, живущих по закону Торы, — лично я не встречала ни одной женщины, завидующей мужчинам! При этом призывы к «эмансипации» женщин и борьбе за их права раздаются именно из светских кругов. Не может ли это означать, что именно в секулярном обществе женщины чувствуют себя ущербными и обделенными в правах, хотя на словах в нем провозглашается обратное? Или это связано с постоянным духом конкуренции, пронизывающим светское общество, конкуренции, в которую оказались втянутыми и «свободные» женщины, которые теперь вынуждены «тянуть лямку» наравне с мужчинами, разумеется, в ущерб своим женским обязанностям?
Согласно еврейскому мировоззрению, единственное «преимущество» мужчины перед женщиной состоит в большем количестве обязанностей и большей ответственности, которой наделяет его Тора. Мужчина обязан выполнять больше заповедей (молитва три раза в день, тфилин, обрезание и т.д.) и учить Тору. Женщина может выполнять большую часть этих заповедей добровольно (кроме того, что отдельно выделено мудрецами как нежелательное для женщины, как, например, изучение Талмуда). А если она своей заботой помогает мужу и сыновьям изучать Тору и выполнять заповеди, то это засчитывается ей, как если бы она сама это выполняла, и, соответственно, ей полагается вечная награда. Неравенство между еврейскими супругами — очередной феминистский миф. У мужа в еврейской семье много обязанностей перед женой, и у жены есть свои обязанности перед мужем. Муж — глава семьи, и принятие этого принципа помогает избежать многих споров и ненужного напряжения. Но это не значит, что жена — человек второго сорта. Вступая в брак, супруги должны постепенно добиться состояния, когда они станут духовно единым целым, несмотря на свои физические и психологические различия. Одним целым можно стать только с равным себе, и значит, души мужчины и женщины равны.
Что же касается прочитанного Вами каббалистического объяснения различий между мужской и женской сущностями, то эта тема слишком глубока, чтобы пытаться объяснить ее «на пальцах». Вкратце можно сказать, что дающий является «мужской» сущностью по отношению к получающему — вне зависимости от пола. Так, например, по отношению к ребенку мать является дающей, значит, в этой паре она обладает «мужской» сущностью, а ребенок, даже мужского пола, — «женской». А о понятиях «мужской» и «женской» души можно сказать, что все души имеют один источник — это душа Первого человека. И различие между ними определяется различием задач, которые возложены на них в мире, и различием свойств, полученных ими для выполнения этих задач. У каждого человека в мире своя задача, и в соответствии с ней — свой статус. Женщине так же трудно выполнять мужские обязанности, как и мужчине — справляться с женскими. Недаром во время египетского рабства, чтобы еще больше унизить евреев, египтяне заставляли мужчин выполнять женскую работу, а женщин — мужскую. Каждый человек идеально приспособлен именно для того, чтобы выполнять свою собственную задачу в мире. Евреи отличаются от других народов, а внутри еврейского народа существуют коэны и левиты, которые отличаются от остальных евреев. Быть недовольным своим положением или «смиряться» с ним, как с недостатком, может только человек, не осознавший своей роли. Так, в советское время евреи, оторванные от своих корней и ничего не знающие о роли еврейского народа, стеснялись своего еврейства, осознавая себя «ущербными». И, значит, лекарство от такого ощущения — учеба, которая позволит больше узнать об устройстве мира и об участии разных людей в его совершенствовании.
Учение о переселении душ доступно только людям, которые хорошо разбираются в Кабале. Я, к сожалению, к ним не отношусь, поэтому ничего не знаю о перевоплощении мужчин в женщин и наоборот. Но из того, что мне известно, следует, что такое переселение вполне возможно. Что же касается «мужских» качеств характера, то их можно использовать во благо, так же, как и любые другие качества. В истории были ситуации, когда женщинам приходилось брать на себя руководство целым народом: пророчица Двора была судьей; царица Эстер повелела поститься всему еврейскому народу, в том числе и его руководителю — своему воспитателю Мордехаю. Но эти случаи — скорее исключение, чем правило. Обычно женщина предпочитает находиться в тени и действовать скромно и деликатно, используя прирожденную женскую мудрость и такт.
Желаю Вам поскорее построить семью и найти свое женское счастье!
С уважением, Мирьям Климовская
Читайте: тема Еврейская женщина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.