Темы: Отношения с семьей, Еврейская женщина, Женщина, Хана Лернер, Внутренний мир
Здравствуйте, уважаемые раввины! У нас возникла небольшая дискуссия по поводу заповеди судить благосклонно в рамках блога многоуважаемой г-жи Итаховой. Вопросы по поводу того, есть ли ЗАПОВЕДЬ судить благосклонно (если ориентироваться на трактат Авот, то она равноценна «заповеди» преумножать количество учеников), на кого именно она распространяется (евреи, неевреи, соблюдающие, несоблюдающие, государственные инстанции, в Израиле, в галуте) — в смысле, о ком мы должны как судить, уже были направлены уважаемым раввинам. Но у меня вопрос к вам как к семейным консультантам. Нет ли риска возникновения обратного эффекта от тренировки данного качества в неподходящей ситуации (например, после того, как человек благосклонно судит босса на работе, хамов в метро, бомжей в подъезде и т.д., — не будет ли у него больше поводов срывать свои нервы на жене и детях?) С уважением! В.
Здравствуйте, уважаемый В.
Вы правы, если человек всё время подавляет свои негативные эмоции по отношению к окружающему миру, то когда он приходит домой, у него возникает желание сбросить их. «Наконец-то я могу позволить себе быть тем, кто я есть». Если мы играем кого-то, надеваем какие-то маски, конечно, близким людям будет тяжело увидеть нас такими, какие мы есть. Но оправдывать человека — не значит подавлять свои негативные эмоции, это значит уметь с ними работать. Человек может говорить себе и другим о своих негативных чувствах. Главное — не переводить это с уровня слов на уровень разрушения окружающего мира. То же самое — по отношении к жене и другим близким людям: умение говорить о своих чувствах позволяет нам работать с этими чувствами. Когда я говорю о своих эмоциях, я не подавляю их, а выражаю в правильной форме: «Я сердит», «Я нервничаю», «Я раздражён». С точки зрения Торы у нас есть обязанность искать оправдания поступкам другого человека, растить в себе «адвоката», который будет оправдывать в наших глазах как чужих людей, так и близких.
С одной стороны нужно оправдывать людей, с другой — не следует быть наивным. Есть люди, которых надо остерегаться, даже если их можно оправдать.
С уважением, Хана Лернер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.