Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Помощь родителям, Совместное проживание
Нас пятеро детей, все взрослые, у каждого своя семья. Я, Н., разведенная, живу с сыном и отцом, которому за 70 лет. Я с родителями жила в этом доме ради них, чтобы помогать. Мама 5 лет назад ушла из жизни, и отец остался один. Я себе сказала, что отец остался один и я буду для него делать все, чтобы он не чувствовал одиноким. Он был в доме всегда диктатором, мы его боялись, когда были маленькими. Сейчас изменилась ситуация, мы повзрослели, но он к нам относится так же, как и раньше. Каждого из нас проклинает, как хочет, он всегда себя с нами так вел, с детства, если не по его. Я задаюсь вопросом, лефи Тора (по Торе) надо уважать родителей. Как его уважать, если он выражается нецензурно, пошло? Уважения у нас не осталось. Помогите, что делать нам в такой ситуации? Мы не хотим с ним общаться, потому что все границы человек перешёл, а эти проклятия его от него отталкивают. Он и маму так проклинал всегда. Мы сейчас с ним не общаемся. Так как же быть, если Тора говорит уважать родителей? Как быть, помогите… Благодарим заранее за ответ… Если есть возможность, скажите, пожалуйста, я с сыном хотим переехать от него, потому что он нас всегда гонит, а он остаётся один, стоит нам его оставить и переехать в другой город? Извините.
Уважаемая Н.,
Уважать родителей — это не значит терпеть от них постоянное унижение. Уважение к родителям в Вашем случае включает в себя две вещи. Первое: обеспечить отцу всё необходимое. Но это вполне может быть работа наёмных лиц, причём если у отца есть деньги, то это должно делаться за его счёт, а вы, дети, должны только контролировать, что всё делается так, как надо. Т.е. есть какой-то обслуживающий персонал, который готовит-убирает-стирает и делает покупки. Кстати, необходимо проверить, каковы его права в Битуах Леуми (Институте Национального Страхования), и использовать их максимально. И если у отца своих денег нет, а того, что он получает от Битуах Леуми, недостаточно, чтобы ему обеспечить помощь, то тогда вы все, трое детей, должны оплачивать эту помощь и точно так же контролировать.
Второе: Вы не имеете права отвечать отцу на его грубости (да и у меня ощущение, что Вам не хочется опускаться на этот уровень). Поэтому полагаю, что в Вашем возрасте женщине уже положено какое-то спокойствие и покой и пришло время зажить своей жизнью в отдельной квартире, не позволяя отцу себя топтать. Думаю, что тут нет места для угрызений совести. Что касается Вашего ощущения — как можно почитать такого человека, отвечу Вам так. Наши обязанности по Галахе — отменить невозможно ни в какой ситуации. Мы должны уважать родителей за то, что они нам дали жизнь. Как человек же Ваш отец уважения не заслуживает, но его можно очень пожалеть — за восемьдесят лет человек так и не научился жить с другими людьми и разрушает свою жизнь и жизнь окружающих.
Желаю Вам устроить свою жизнь так, чтобы Вам было легче и удобнее, и суметь выполнить мицву почитания родителей на уровне Ваших обязанностей.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.