Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Компьютер, Конфликт между воспитателями, Дошкольники
Шалом, Ципора!
Я хотела бы задать такой волнующий меня вопрос — думаю, что этот вопрос волнует также многих других мам.
Наша нерелигиозная бабушка постоянно подчёркивает прелести компьютера или телевизора для детей. Т.е. она постоянно говорит, что нужно детей развивать — показывать им мультики (как слонёнок ходит, как кушает и т.д.). Она также говорит, что есть в этом много поучительных вещей. Это очень их развивает, учит жизни, а так они тупые будут, ничего не будут знать. Только из книжек смотреть — это не то! Нужно видеть, как они двигаются, так она говорит! Конечно, сидеть с ними в это время, объяснять, и, конечно, она не имеет в виду смотреть всякие пошлости, но вообще не смотреть — она говорит, что это уж совсем…
Моему сыну 3.3. Я всегда слышала, как плохо сидеть перед компьютером, что потом им неинтересно учить Тору и т.д. В нашем хэйдэре также не разрешают детям смотреть компьютер, но я бы очень хотела знать, что вы об этом думаете. Плохо ли это так, как это рисуют в некоторых общинах, или наша бабушка в чём-то права? (Она рассказывает, как внуки других религиозных родителей приходят к бабушке и у неё смотрят мультики). Как быть в этом случае, и что я должна говорить?
N.
Уважаемая N.,
Прочитала Ваш вопрос и даже расстроилась. В каких же ужасных рабов СМИ мы превратились, если люди боятся, что дети, которые учатся по книге, останутся тупыми и необразованными.
Я не хочу сейчас даже говорить об иудаизме, но на протяжении хотя бы трёх тысяч лет человечество развивалось при помощи чтения, а не пассивного получения информации через экран. Кстати, и создатели телевизоров и компьютеров учились тоже по книгам.
На сегодняшний день исследователи как раз утверждают, что у детей, которые проводят массу времени возле экранов, есть проблемы с воображением, речью, пониманием прочитанного, а также со зрением (близорукость). Виртуальная жизнь не даёт ребёнку двигаться, экспериментировать, делать свои выводы. Вместо этого они пассивно поглощают информацию и не умеют активно добывать знания.
Конечно, программы учебно-познавательного характера могут быть приятным дополнением к другим путям учёбы, но ни в коем случае не заменять их. И если мы уж так хотим, чтобы ребёнок представил себе, как слон двигается, давайте сводим детей в зоопарк, чтобы они составили себе настоящее впечатление.
Я сильно подозреваю, что большая часть родителей предпочитает виртуальные средства, поскольку это делает детей тихими, спокойными, они не переворачивают квартиру и никому не мешают. Вопрос только — полезно ли это для детей?
В Вашем случае вообще не существует вопроса, т.к. Вы отправили ребёнка в учебное заведение, которое ставит своим правилом запрещение компьютера. Поэтому Вы не можете нарушать это правило. Но не беспокойтесь — величайшие умы еврейства и всего человечества прекрасно сформировались без компьютера. Так что бэ-эзрат а-Шем у Вашего ребёнка есть все шансы вырасти умным и талантливым, несмотря на отсутствие компьютера.
С уважением, Ципора Харитан
N. B.
Поймите меня правильно. Я не против современных технологий в обучении. Но опять повторяю, что это не может заменить традиционные методы обучения и что надежды, которые возлагали на компьютерное обучение, себя, к сожалению, совершенно не оправдали.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.