Темы: Запреты, Кашрут, Ципора Харитан, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Кашерование посуды
Шалом! Хотела рассказать вам об одной ситуации.
Пару недель назад у меня произошел конфликт с бабушкой. Всё началось с того, что бабушка отправила гречку в микроволновку. Пока она подогревалась, мне пришла в голову идея, что ее нельзя есть, так как микроволновку никто не кошеровал.
Я решила посоветоваться с папой и вышла на улицу. Пока я разговаривала, пришла бабушка. Она волновалась из-за того, что я отошла. Ещё тогда я была расстроена из-за того, что не получила ответ от папы. У меня началась паника, я не знала, что я буду делать с этой гречкой и как выйти из ситуации.
В общем, из-за этого я начала злиться и повысила голос на бабушку. (Тут у меня появляется вопрос: как в таких ситуациях сохранять самообладание, если ты чувствуешь, что что-то очень сильно на тебя давит, как не поддаваться эмоциям?)
Когда мы пришли домой, я сказала, что не буду есть гречку, потому что мне не хочется ее есть и пропал аппетит. Я действительно не хотела есть. Но бабушка догадалась, что мои колебания — из-за того, что я не уверена в ее кашруте.
В общем, она очень расстроилась и сказала, что мне должно быть стыдно не перед ней, а перед Б-гом. Честно говоря, мне стыдно лишь за то, что я повысила голос на бабушку, но не за то, что я решила не есть эту еду. Может быть, я была неправа в чем-то ещё.
Если да, я хотела бы узнать, в чем именно. Что я выучила из этой ситуации? Что нужно стараться избегать конфликтов с бабушкой, особенно, если это связано с моим исполнением заповедей.
Ещё я хотела сказать вам, что, когда я решила, что не буду есть эту гречку, мне было очень больно. Я слышала от одной женщины, что, если тебе больно, значит, ты прошел испытание. Это так?
Мне казалось наоборот: испытание я провалила. Надеюсь, вы поможете мне разобраться в этой ситуации. Заранее спасибо вам за ответ. N.
Уважаемая N.,
Замечательно, что Вы стремитесь и кашрут соблюдать правильно, и с уважением относиться к бабушке. Но, как у многих начинающих, у Вас вся ситуация вызывает сильную нервозность. А, как Вы говорите, в этой панике Вам тяжело реагировать правильно.
Поэтому, во-первых, нужно серьезно выучить правила кашрута. Для этого существует хорошая религиозная литература и уроки (например, Кашрут в некашерном мире, Кашрут и др.). Знания всегда защищают нас от паники — потому, что мы понимаем, как правильно поступить в той или иной ситуации.
Но, так как это процесс длительный, то в первую очередь надо понять: так как речь не шла о «нэвелот у-трефот» (некошерных продуктах, буквально «падали и мясе больных животных»), то, вероятно, не было речи о нарушении запрета Торы. А вот повышать голос на бабушку — нарушение запрета Торы…
Поэтому важно составить себе «шкалу предпочтений» и понять, какие ситуации стоят дискуссии (БЕЗ КРИКА), а в каких не стоит упираться, чтобы не обидеть дорогого человека.
Конечно же, если от Вас ТРЕБУЮТ нарушить запрет Торы, Вы не можете выполнить это требование ради уважения к бабушке. Но в истории с кашей, если бы Вы были в тот момент немножко спокойнее и сказали бы, что поедите позже, не ссорясь перед этим, то бабушка тоже приняла бы это спокойнее.
Думаю, что в сложившейся ситуации, во-первых, нужно извиниться перед бабушкой за то, что повысили на нее голос.
А во-вторых, сказать ей: для Вас очень важно соблюдение кашрута, но на этом этапе Вы недостаточно в нем разбираетесь. И поэтому могут быть случаи, когда Вы сначала узнаете, что в данном случае кашерно, а только потом сможете есть.
При этом важно добавить, как Вы благодарны бабушке за всё, что она для Вас делает, за то, что она старается сварить Вам именно кашерную пищу, но всё это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
И Вы совершенно не требуете, чтобы бабушка учила правила кашрута, а только просите не обижаться, если Вы не всегда будете есть сразу, как она приготовила. Тогда, я думаю, огонь конфликта сильно уменьшится.
И вот здесь — ко второму вопросу. Вы спрашиваете, как человек может владеть собой, когда он напряжен и ощущает давление.
Я не сомневаюсь, что Вы это умеете: ведь трудно представить, что Вы могли бы повысить голос на директора Вашего учебного заведения или на босса на работе, в какой бы панике Вы ни были.
Поэтому проблема в том, как напомнить себе: по Галахе запрет повышать голос на бабушку гораздо строже, чем на босса на работе. А для этого, возможно, нужно себя как-то наказывать и штрафовать: скажем, час нелюбимой домашней работы, если сорвались на близких. Надеюсь, что это постепенно поможет и Вам будет легче сдержаться.
С уважением и пожеланием продолжать работать над собой, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.