Темы: Наши родители, Почитание родителей, Психологические травмы, Насилие, Элияу Левин, Зависимости
Шалом. В Торе есть Заповедь, что, если человек ударит своего отца или мать, да будет предан смерти.
Но у меня вопрос. А если эти самые родители, скажем, мать (поскольку отца нет) в детстве не уделяла внимания ребёнку, ходила налево-направо, выпивала алкоголь (была зависима)? Избивала его, если ей что-то не нравилось, кричала на него? Не было любви, а потом так получилось, что из-за этого всего ребёнок жил в интернате?
И после всего этого — как можно почитать свою мать или отца? Грех ли было поднимать руку на таких родителей? Ведь даже в Торе написано, что, если тебя родители призывают поклоняться другому богу, а не Истинному, да будут преданы смерти. СМЕРТИ.
Но сказано, что те, кто ударит родителей, тоже будут преданы смерти. Можете объяснить всё это? Буду очень благодарен вам. И вы поможете найти мне ответ! N.
Шалом, N.!
Нарушение заповеди почитания родителей действительно является одним из самых тяжких преступлений. Причем в те времена, когда у еврейских судебных органов были такие полномочия, смертная казнь полагалась не только за нанесение ран, но и за словесное оскорбление родителей — запрещено их ругать, проклинать.
Как быть с родителями, которые издевались над своими детьми? Приведем слова одного из известнейших еврейских мудрецов Турции — раби Хаима Фаладжи. Он разъясняет суть заповеди почитания родителей следующим образом:
«На первый взгляд, Тора вообще не должна предписывать нам чтить отца и мать, ведь это само собой разумеется — разве можно быть неблагодарным тем людям, которые даровали тебе жизнь? Однако Тора говорит как раз о тех родителях, которых сложно почитать. И без повеления Торы можно было бы подумать, что в таких случаях мы освобождаемся от обязанности почитания».
Иными словами, проблематичные родители — главный «объект» заповеди почитания.
По мнению автора «Шульхан Аруха», даже если родители являются грешниками, дети всё равно обязаны почитать их. Тем более это верно в наше время: многие люди настолько далеки от Торы и заповедей, что все их нарушения нельзя назвать сознательными… Соответственно, такие родители даже статуса сознательных грешников не имеют, и нет никаких оснований освобождать детей от заповеди почитать их…
Вы правы: есть ситуации, когда суд допускает, чтобы дети способствовали казни родителей. Но речь идет о конкретных случаях, когда родители занимаются сознательной пропагандой идолопоклонства. (Важно отметить, что этот закон сегодня неприменим, так как не существует Верховного еврейского Суда — Санхедрина, — имеющего такие полномочия). На все остальные случаи этот закон не распространяется.
Не случайно награда за выполнение заповеди почитания родителей так велика — долголетие. Если бы чтить проблематичных родителей не было настолько сложно, Тора не гарантировала бы нам за это долгие годы жизни…
С уважением, Элияу Левин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.