Темы: Ассимиляция, Наши родители, Уважение, Почитание родителей
Шалом! Я ухаживаю за престарелым (85+) отцом, которого очень люблю и стараюсь уважать.
Проблема в том, что он, будучи евреем по матери, себя таковым не считает и не имеет никаких наклонностей к изучению Торы и вообще, если честно, не знает, что это такое. Он настоящий продукт своей атеистической эпохи. Он сильно матерится и не соблюдает никаких норм поведения, часто открывая (не желая того) свою наготу при мне.
Я стараюсь игнорировать это и отворачиваться, но, будучи его единственной и постоянной сиделкой, постоянно натыкаюсь взглядом на его обнаженные интимные места и ловлю себя на мысли, что он мне неприятен и вызывает у меня отвращение и раздражение. Мне кажется, он не осознает того, что замечаю я.
Как не перестать его уважать? Я очень корю себя за это, но не могу избавиться от раздражения, которое меня мучает. Помогите! N.
Здравствуйте уважаемая N.!
Есть в Вашей непростой ситуации две «плоскости», в которых придётся прилагать усилия, чтобы сохранить хорошее отношение к отцу, к чему Вы героически стремитесь.
Обе «плоскости», конечно, на моральном уровне, но одна относительно более «физическая», а вторая полностью «душевная», что ли…
Чтобы разобраться с первой, обсудим отвращение, которое Ваш отец вызывает своим непристойным видом… Два примера из двух разных источников помогут нам лучше понять проблему. Первый пример: приём, которому учат пожарных (и не только; естественно, из этого примера берем только идею).
Люди приезжают по вызову и видят страшную картину: последствия пожара, погибшие, пострадавшие… Так вот, их учат: чтобы не свихнуться от ужасного зрелища, считать, что это куклы, разбросанные по квартире. И надо проверить,какая сломана, а какая исправна… Воспринимать пострадавших не как живых людей, а как кукол в игре…
Опять же, дай Б-г крепкого здоровья Вашему папе. Берём только идею: изменяем восприятие увиденного, целенаправленно влияем на свое восприятие, не даем увиденному повлиять на нас.
Второй пример, лэавдиль («надо провести различие»), из Торы. В Торе описано, как Моше Рабейну хоронит Аарона а-Коэна и переодевает Элазара, сына Аарона, в одежды его отца. Аарон был одет только в «бигдэй кэуна» — специальные одеяния Первосвященника. Очевидно, Моше Рабейну, переодевая Аарона и его сына, не видел в этом ничего непристойного, т.к. люди были святые, они умели ко всему относиться правильно.
Оба эти примера свидетельствуют, что наше восприятие увиденного — «в наших руках». Вам остаётся попробовать не видеть ЭТОГО, а видеть просто человека и воспринимать увиденное нейтрально, как картину какого-нибудь известного художника в галерее. И, поскольку изменить увиденное Вы не можете, важно постараться изменить восприятие.
Вторая «плоскость» более глобальная, здесь получится поговорить о ней только коротко. Но, разобравшись в этом, мы получаем очень важное для жизни умение. Вопрос такой: «Как уважать человека, сделавшего всё, чтобы уважения не вызывать?» Ситуаций, в которых это нужно, много.
Когда вокруг нас все евреи, как в Израиле, таких ситуаций намного больше. Мы свято верим, что в каждом из нас есть чистая душа, которую Всевышний нам каждое утро возвращает, и что в какой-то мере все мы внутри себя хорошие, и только йецер а-ра (дурное начало) нас «попутал».
Так вот, общаясь с ближним, мы должны смотреть вглубь, а не на внешний его «наряд». И видеть то хорошее в нем, что он не использует, но оно есть, и относиться к нему соответственно. Хотя он все усилия приложил, чтобы доказать своим видом и поведением, что человек произошёл от обезьяны…
Так мы должны стараться вести себя и с пожилыми людьми, у которых портится характер, возникают проблемы с душевным и физическим здоровьем. Так и Вам стоит научиться воспринимать своего папу: видеть ту человеческую частичку, которая в нём жива, но не востребована. Помните (!) — не по его вине.
Никто не выбирает, когда и где родиться… Невозможно судить то поколение, кто сможет утверждать, что мог бы в те годы прожить лучше… То есть с большой вероятностью можно утверждать, что он прожил жизнь правильно! А это мало о ком можно сказать! Так что есть за что уважать.
У Вас есть выбор, на чём фокусироваться, а на чём — нет. Воспользуйтесь им.
Это непростая, но очень важная задача. Выполнять заповедь почитания родителей невероятно тяжело, но и награда за это обещана великая — и в этом мире, и в будущем.
Пусть Всевышний даст Вам силы преуспеть в выполнении этой важной мицвы.
С уважением, Мойше-Меир Гольдберг
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.