«И поднялся Авраам рано утром»
Поздним вечером прибыл раби Цадка Хучин, раввин синагоги Шемеш Цдака, в город Тель-Авив. Проводник помог ему добраться до гостиницы, где рав мог отдохнуть с дороги, которая в те дни была длинной и трудной.
Прежде чем лечь спать, обратился рав Цадка к хозяину гостиницы и сказал ему:
— Я всегда читаю утреннюю молитву на рассвете. Не подскажете, где можно найти сефардскую синагогу, где есть миньян в такое время?
Хозяин гостиницы попытался припомнить, где есть такая синагога, но не сумел.
— В нашем районе такой синагоги нет, — посожалел он.
— Быть может, есть в другом районе. Пусть даже далеко, мне все равно, — не отчаивался рав Цадка.
— Есть синагога, где молятся рано, — вспомнил хозяин гостиницы. — Но она находится в часе ходьбы отсюда.
— Прекрасно! — обрадовался рав. — Разбудите нас завтра за час до восхода, чтобы мы успели к молитве.
Удивился хозяин гостиницы:
— Неужели не может рав отступить от своего обычая даже на один день? Путь до синагоги долог, а рав уже не так молод!
Ответил ему рав Цадка:
— Я не готов отступить перед йецер а-ра даже на один день!
Получив указания, как именно добраться до синагоги, рав отправился спать: вставать придется очень рано.
Назавтра, когда все в гостинице еще спали, а на улице было темно, рав и его проводник уже выходили из ворот гостиницы. Приготовившийся к долгой дороге, рав был несказанно удивлен, когда за первым же поворотом обнаружил сефардскую синагогу, в ворота которой входили мужчины.
— Когда начнется молитва? — спросил рав Цадка одного из них.
— Ватикин (на рассвете), — ответил тот.
Радости рава не было предела.
— Йецер а-ра хотел сбить меня с пути и замутил память хозяина гостиницы, заставил его забыть об этой синагоге. Но мы не пошли у него на поводу, и теперь у нас есть и подходящий миньян, и время, чтобы поучиться перед молитвой!
Как непросто встать на молитву утром, особенно если за окном бушует ветер и льет дождь! Но тот, кто сумеет преодолеть свой йецер, удостаивается помощи свыше, которая проявится в разных замечательных вещах и событиях в его жизни. Ведь он поступает как наш праотец Авраам, поступает, как Настоящий Еврей.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.