«И дай ему…» (14, 20)
Канун шабата в Иерусалиме. Во всех дворах и домах кипит работа. Женщины варят и пекут, дети бегают с поручениями. А в доме учения ешивы Шошанимлэ-Давид сидит глава ешивы рав Хаим Софер со своими учениками. Они учатся. Они уже готовы к субботе и погружены в изучение Талмуда.
Вдруг в дверь постучали. На пороге стояла женщина.
— Мне нужно к раву, — ответила она ученику, который поинтересовался, зачем она пришла. Тот подумал, что, видимо, у нее какой-то трудный вопрос, связанный с Алахой, еврейским законом. Быть может, возник вопрос, кошерна ли курица или еще что-то в этом духе…
Женщина приблизилась, и все увидели, что она плачет.
— Шабат приближается, а мой дом совершенно пуст, у меня совсем нет денег, чтобы купить необходимое для субботы! — причитала женщина.
— Сколько тебе нужно, чтобы провести шабат? — спросил рав Софер.
Женщина задумалась ненадолго и с уверенностью сказала:
— Две с половиной лиры мне хватит, чтобы купить все, что нужно.
Рав опустил руку в карман и вытащил монету. Но это была монет в пять лир — сумма, довольно крупная по тем временам.
Ученики переглянулись. Не может быть, чтобы рав так вот просто дал незнакомому человеку так много денег. Может, он просто обознался и подумал, что это монета в две лиры? Может, надо обратить внимание рава на то, что это монет другого достоинства?
Но прежде, чем они успели что-либо сказать, женщина взяла деньги, взволнованно поблагодарила рава и удалилась.
— Раби, — осторожно произнес один из учеников. — Это была монета в пять лир.
— Я знаю, — улыбнулся рав. — Но эта женщина скрупулезно посчитала свои расходы по минимуму — а на шабат надо покупать щедро, ведь эти расходы влияют на заработок будущей недели. Написано: «Расходы на шабат — два, которые четыре». Отсюда мы учим, что расходы на шабат следует удвоить, чтобы получить щедро на пропитание. Потому я и дал пять, а не две с половиной лиры…
Наши мудрецы и раввины не только учили Тору, они жили ею и учили своих последователей жить так же. А наши беды от того, что мы учим, но не всегда живем так, как она велит…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.