«И убоишься Вс-вышнего, я Ашем» (Ваикра 19, 14).
Как гром среди ясного неба прогремела над Бней-Браком горькая новость: скончался рав Авраам Ишаяу Карелиц — Хазон Иш.
Вся страна была охвачена горем. Харедим остро чувствовали, что ушел великий мудрец, опора поколения. Газеты печатали новость на первых страницах, поэтому даже люди, далекие от соблюдения заповедей, знали, что рав Карелиц, что из Косова, скончался.
Прямо с утра в Бней-Брак начали собираться люди со всех концов страны, чтобы успеть проводить великого рава в последний путь.
В ранний утренний час кто-то постучал в дверь дома, где жил раби Йеошуа Зелиг Дискин, рав Пардес-Ханы. Когда рав открыл дверь, то увидел на пороге человека, который выглядел, во-первых, совершенно светским, а во-вторых, очень взволнованным. Этот человек рассказал раву, что сейчас прочел в газете о кончине рава Карелица и что рав должен ему 200 рублей. Он взял их в долг, еще когда жил в Косово. «Я не знал, что рав приехал в Израиль, — добавил человек. — А то бы давно уж востребовал этот долг. А теперь, когда рав умер, я прошу вас помочь мне получить назад эти деньги».
Рав Дискин знал, как серьезно Хазон Иш следил за тем, чтобы вовремя отдавать долги, даже самые незначительные. Он немедленно позвонил мужу сестры Хазон Иша — раву Шмуэлю Грейнеману. Тело праведника еще не вынесли из его дома, и тысячи людей стояли во дворе и прилегающих улицах, желая сопровождать траурную процессию. Как только рав Дискин начал рассказывать о случившемся, рав Грейнеман перебил его: «Знаю, знаю об этом долге. В тот день, когда Хазон Иш приехал в Израиль, велел своим домашним сберечь мешочек с 200 рублями. Он сказал, что эти деньги он должен одному торговцу из Косово, который не забрал деньги вовремя, а потом совсем пропал. Хазон Иш пытался найти его разными путями, но не преуспел. Поэтому отложил этот мешочек, чтобы вернуть деньги при первой же возможности…».
Сказано в Святой Торе: «…Желание боящихся Его — выполнит!». Еще до того, как Хазон Иш в последний раз покинул свой дом, все его долги были оплачены…
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?