Темы: Недельная глава, Итро
В недельной главе «Итро» Тора рассказывает нам об очень интересных и важных вещах. Она начинается с момента, когда Итро, отец Ципоры (жены Моше), приходит издалека и присоединяется к еврейскому народу.
Весь мир знал о рассечении Тростникового моря и войне с Амалеком, но пришел только один — Итро, потому что он всю жизнь искал истину и, вот, наконец, понял, что нашел. Истина — это Тора.
Итро берет с собой Ципору и внуков, встречать их выходит весь народ во главе с Моше рабейну. Потом Моше рассказывает своему тестю о том, какие чудеса Ашем сделал для евреев, и Итро радуется — потому что слышит о том, как Ашем наказал египтян и их царя. Ведь Итро когда-то служил при дворе Паро и прекрасно знал, какие злодеяния замышляли против евреев египтяне. И когда услышал Итро, что Ашем потопил злодеев в море, то ясно увидел, что Он справедлив и всеведущ, и наказывает злодеев «мида ке-негед мида», точно тем же инструментом, каким они грешили.
На следующий день Моше рабейну как обычно принимается за свою работу — он судит народ, то есть разбирает всякие спорные дела, устанавливает алаху… а Итро видит, как много народу стоит в очереди к Моше, и дает зятю совет: назначить себе помощников. Избрать людей бескорыстных, надежных и состоятельных и поставить их ответственными над каждой тысячей, сотней, пятьюдесятью и десятком людей, чтобы дела попроще решали они сами, а дела посложнее передавали Моше.
Моше делает, как сказал Итро, а тот покидает стан Исраэля и возвращается в Мидьян, чтобы обратить в еврейство свою родню.
В третьем месяце после выхода из Египта дети Исраэля приходят в пустыню Синай и останавливаются возле горы.
Моше рабейну поднимается на гору, чтобы говорить с Ашемом. Ашем говорит ему, что даст евреям Тору на горе Синай, и нужно отделить гору от стана Исраэля. Никто не должен подниматься на гору, потому что Ашем спустится на нее. Ашем велит евреям три дня готовиться к получению Торы.
Утром на третий день над горой Синай творятся невероятные вещи: страшные молнии, гром, гора дымится и дрожит, над ней раздается мощный звук шофара. На гору спускается Шхина Ашема. Моше поднимается на вершину горы.
Ашем говорит Десять Речений: два первых евреи слышат прямо из Его уст. При каждом слове Творца души евреев вырываются из тел, и ангелы возвращают души обратно в тела. Это так страшно, что люди просят Моше быть посланником и передать им Речения Ашема. Восемь последующих речений Ашем передает через Моше.
Десять речений:
1. Я Ашем, Б-г твой, который вывел тебя из Египта.
2. Пусть не будет у тебя других богов кроме меня.
3. Не произноси Имя Ашема попусту.
4. Помни день субботний, чтобы освящать его.
5. Почитай своих отца и мать.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не желай чужого.
Напоследок Ашем еще раз предостерегает Моше о том, что запрещено делать алтари для идолов и приносить им жертвы. И говорит, какой жертвенник нужно сделать, чтобы приносить жертвы Всевышнему.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.